В статье анализируется белорусский опыт преподавания истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Как и в России, в Республике Беларусь эти события являются ключевыми для исторической памяти народа.
Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Авторы статьи исходят из того, что в XXI веке все более очевидной является зависимость изучения и интерпретации событий прошлого от особенностей ментально детерминированной исторической памяти и политики памяти, реализуемой государством. Основным источником формирования образов прошлого являются учебники истории. Источниками исследования стали учебные пособия по истории для школ и высших учебных заведений, используемые в образовательном процессе в Беларуси.
Цель исследования – на основе анализа ключевых учебных пособий изучить подходы авторов к преподаванию истории Великой Отечественной войны в современной Беларуси и выявить ключевые тезисы концепции, закрепляемой в сознании школьников и студентов при помощи учебников. В результате проведенного исследования удалось изучить особенности преподавания истории войны на разных этапах обучения, проанализировать содержание специального курса «Великая Отечественная война (в контексте Второй мировой войны)», выявить ключевые тезисы белорусской концепции истории Великой Отечественной войны. Выявлены формы работы с обучающимися, охарактеризованы проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя истории и преподаватели вузов. Сделан вывод о том, что сохранение памяти о Великой Отечественной войне как важнейшей части Второй мировой является государственной задачей, реализуемой прежде всего в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: Вторая мировая война, Великая Отечественная война, учебник истории, историческая память, политика памяти, Республика Беларусь, мемориализация.