Разработка сайтов в Екатеринбурге
+7 (950) 547-25-23
Griban

Олег Николаевич ГРИБАНИнформационные технологии в образовании

 
Автор статей: к.п.н., Олег Николаевич ГРИБАН
Создатель и руководитель образовательных сайтов: Учебные презентацииКонспекты уроковoPrezi.ru
Контактная информация: ВКонтакте, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Другие публикации

Психолого-педагогические особенности использования мультимедиа технологий в процессе обучения

Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, это ранняя молодость (1). В педагогической и психологической литературе наблюдается неоднозначный подход к определению хронологических рамок ранней юности. Так, ряд советских авторов этот возраст ограничивают 14,5 – 17 годами (В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, И.В. Дубровина) (2). В современных изданиях по возрастной психологии ранняя юность определяется как «период жизни после отрочества до взрослости», то есть от 15-16 до 21-25 лет, но при этом делается акцент на условность данных возрастных границ (3). В литературе по педагогике ранний юношеский возраст отнесен к 15 – 18 годам (4). В отличии от психологической в педагогической литературе часто раннюю юность ассоциируют со старшим школьным возрастом, который примерно соответствует периоду обучения в старших классах общеобразовательной школы или в средних профессиональных учебных заведениях, а учащихся данного возраста принято называть старшеклассниками (5).

Процесс обучения в раннем юношеском возрасте должен, безусловно, протекать с учетом специфики развития психических процессов, которые выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, и именно на их основе происходит формирование знаний, умений, навыков.

При характеристике психических процессов будем опираться на классификацию А.А. Реана, который подразделяет их на три группы:

  • познавательные;

  • эмоциональные;

  • волевые.

Подробнее рассмотрим развитие познавательной сферы (когнитивные процессы). К ним относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе (6).

Аудиовизуальные средства и развиваемые в настоящее время мультимедиа технологии (далее – ММТ) позволяют более полно использовать возможности ощущения и восприятия обучаемых. На данный момент посредством ММТ могут быть одновременно задействованы зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Высокую роль играют ММТ при формировании знаний. Главное достоинство ММТ, в этом случае, заключается в том, что они могут «приобщать обучаемых непосредственно к процессу мышления, рождения и становления мысли, а также закрепления знаний» (7).

Следует отметить роль ММТ в процессе развития воображения — воспроизводящего и, главным образом, творческого. Отдельные выразительные приемы ММТ непосредственно рассчитаны на воображение зрителя, на его предшествующие знания, опыт, которые помогут воссоздать, скажем, целое по показанной части. ММТ отличаются динамичностью, присущей не только видео и кинофильмом, но и диафильмам, и сериям диапозитивов, транспарантовили слайдов в презентации. Основа этой динамичности – не только в движении объекта на экране, но и в монтаже, помогающем выделить сущность, наиболее важное, главное в объекте или явлении. В этом отношении возможности монтажа не ограничены, он позволяет проникнуть в самые глубинные явления реальной действительности.В условиях учебного процесса монтаж — инструмент, средство формирования мысли обучаемого.

ММТ способны помочь педагогу сделать процессы изложения новых знаний, формирования понятий, наконец, обобщения и практической проверки знаний увлекательными, интересными, а процесс обучения — постоянным поиском истины. Ключ к этому лежит в проблемном изложении фактов на экране и в звуковой передаче. Специфика ММТ позволяет интересно, увлекательно раскрывать учащимся противоречия между знанием и незнанием, ставить вопросы, решение которых требует самостоятельных теоретических и практических действий, поиска, преодоления затруднений. В то же время проблемная ситуация, созданная на уроке средствами техники, будет эффективной лишь в случае учета специфики ММТ. Если проблема легко создается словом или традиционным пособием, то введение в такой урок ММТ вызывает ощущение искусственности и пользы приносит мало. Специфика ММТ исключает механическое перенесение традиционных методических приемов на занятия с применением техники. Таким образом, учитель добивается того, чтобы при воспроизведении экранного образа в сознании учеников остались наиболее живые и яркие картины, и в то же время, чтобы произошел переход от конкретных признаков единичных фактов к абстрагированию, выделению существенных признаков.

Одним из основных условий эффективного применения ММТ на уроках Отечественной истории в старшей школе является привлечение и сохранение внимания. Во-первых, новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, то есть те качества информации, которые позволяют предоставить ММТ вызывают непроизвольное внимание учеников. Одновременное воздействие голоса диктора, слов действующих персонажей и музыки оказывают влияние на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание учащихся, способствует непроизвольному запоминанию материала. Во-вторых, большую ценность представляет возможность при использовании ММТ обеспечивать послепроизвольное внимание. Работа с ПК (в случае успешной ее организации) дает обучаемому такой заряд активности, настолько увлекает его, что он уже забывает о времени и заканчивает свою работу, как правило, лишь после неоднократных напоминаний преподавателя. Это создает благоприятную психологическую обстановку и указывает на устойчивое внимание обучаемых при работе с компьютером. Возможность выдавать информацию с учетом индивидуальных особенностей восприятия пользователей позволяет снять напряженность, что положительно влияет на эмоциональное состояние.

Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие ММТ, ведь мы часто забываем о необходимости вызывать интерес, увлеченность предметом изучения, упускаем из виду эмоциональное состояние наших учащихся. Однако психологи подчеркивают прямую зависимость активности умственной деятельности от эмоциональных переживаний. Чувства находятся во взаимосвязях с познавательной деятельностью, они сами берут начало в ней, возникая на основе отражения обучаемым реальной действительности (8).

Таким образом, процесс обучения с использованием мультимедиа-технологий в раннем юношеском возрасте должен протекать с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся старших классов. В частности, необходимо принимать во внимание специфику развития психических процессов, так как они выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека и на их основе происходит формирование знаний, умений, навыков.

Использование ММТ будет эффективным лишь тогда, когда они будут применяться комплексно, на всех этапах обучения истории. Иметь в своем распоряжении систему диагностики и коррекции значимых для обучения и профессиональной деятельности качеств личности и состояний человека.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – С.420.

2.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. Под ред. А.В. Петровского – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1979. – 288с., С.147.; Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989. – С.9.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – С.418.

4.Педагогика: Краткий курс: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 2-е изд., стер. Мн., Выш. шк., 2004. – 272с., С.65.; Белкин_А.С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 2004. – 162с., С.120.

5.Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред. В.Г. Панова.М., – 1993-1999 860 с., С.460-463.

6.Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией корреспондента РАО А.А. Реана – СПб., 2003. – 432 с., С.25.

7.Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. М., 2005. с. 60.

8.Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения. М., с. 137.

 

Ссылка на статью: Психолого-педагогические особенности использования мультимедиа технологий в процессе обучения истории в старшей школе // Шаг в историческую науку: Материалы региональной конференции студентов и аспирантов (24 апреля 2008 г.) Вып. 8 / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 248 с. С.213-216

 

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).