Новые информационные технологии как средство повышения эффективности познавательной деятельности студентов

На сегодняшний день развитие общества идет параллельно с информатизацией. Это отражается во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в вузовском образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру студентов. В обучении гуманитарным предметам возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая большое количество информации, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом меняется положение как студента, так и преподавателя, по-иному строится их познавательная и обучающаяся деятельность.

Познавательная деятельность понимается как «единство теоретического мышления, чувственного восприятия и практической деятельности, которая осуществляется человеком в течении его жизни, во всех видах социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе». Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку познавательной деятельности, или учении.

Традиционно познавательная деятельность определяется как многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и студента.

Повышение эффективности познавательной деятельности студентов посредством применения новых информационных технологий в образовательном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, к обоснованию взглядов, высокий уровень педагогического мышления, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей обучаемых.

Нужно помнить, что повышение эффективности познавательной деятельности студентов тесно связано с активизацией учебного процесса, которую можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Активизация начинается с целеполагания собственной педагогической деятельности. При этом преподаватель должен помнить о создании положительно-эмоционального отношения у студентов к предмету и к своей познавательной деятельности. После этого преподаватель создает условия для систематической, поисковой познавательной деятельности студентов (в том числе и в недрах глобальной сети Интернет). Также преподаватель должен создать условия для самостоятельной и творческой деятельности с учетом сформированных интересов студентов, посредством применения новых информационных технологий.

С активностью сопрягается ещё одна важная сторона мотивации учения. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим студентом. Работа с компьютером как никакая другая позволяет решать учебные задачи самостоятельно. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны; недостаточная собственная активность обучаемого ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Новые информационные технологии позволяют повысить качество самостоятельного обучения учащихся: информация добытая путем собственного труда, имеет огромную познавательную ценность. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучаемых к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности студентов. Новые информационные технологии позволяют реализовать её на новом уровне и в новой виртуальной среде. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать глубину своих знаний и умений, показать свою компьютерную грамотность. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Проводить такие занятия с применением новых информационных технологий сегодня особенно интересно, ведь игровой характер занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию и саморазвитию.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении, посредством применения новых информационных технологий, имеют самостоятельные работы творческого характера, такие как: программированные задания, тесты.

Таким образом, факторами повышения эффективности познавательной деятельности, посредством применения новых информационных технологий, на наш взгляд являются:

  • стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие студентов в учении;

  • опора на интересы обучаемых и формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;

  • включение обучаемых в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;

  • использование игр в процессе обучения.

Мы считаем, что учет в преподавательской практике этих факторов необходим для повышения эффективности познавательной деятельности студентов

Примечания

1. Бахтина О.И. Информатизация гуманитарного образования. // Педагогика. 1990. № 1.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1998.

 

Ссылка на статью: Новые информационные технологии как средство повышения эффективности познавательной деятельности студентов // Философия и наука: Материалы VIII-й Региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 21 апреля 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 250 с. С.37-40.

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).