Разработка сайтов в Екатеринбурге
+7 (950) 547-25-23
Griban

Олег Николаевич ГРИБАНИнформационные технологии в образовании

 
Автор статей: к.п.н., Олег Николаевич ГРИБАН
Создатель и руководитель образовательных сайтов: Учебные презентацииКонспекты уроковoPrezi.ru
Контактная информация: ВКонтакте, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Другие публикации

Новые информационные технологии как средство повышения эффективности познавательной деятельности студентов

Новые информационные технологии как средство повышения эффективности познавательной деятельности студентов

На сегодняшний день развитие общества идет параллельно с информатизацией. Это отражается во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в вузовском образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру студентов. В обучении гуманитарным предметам возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая большое количество информации, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом меняется положение как студента, так и преподавателя, по-иному строится их познавательная и обучающаяся деятельность.

Познавательная деятельность понимается как «единство теоретического мышления, чувственного восприятия и практической деятельности, которая осуществляется человеком в течении его жизни, во всех видах социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе». Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку познавательной деятельности, или учении.

Традиционно познавательная деятельность определяется как многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и студента.

Повышение эффективности познавательной деятельности студентов посредством применения новых информационных технологий в образовательном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, к обоснованию взглядов, высокий уровень педагогического мышления, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей обучаемых.

Нужно помнить, что повышение эффективности познавательной деятельности студентов тесно связано с активизацией учебного процесса, которую можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Активизация начинается с целеполагания собственной педагогической деятельности. При этом преподаватель должен помнить о создании положительно-эмоционального отношения у студентов к предмету и к своей познавательной деятельности. После этого преподаватель создает условия для систематической, поисковой познавательной деятельности студентов (в том числе и в недрах глобальной сети Интернет). Также преподаватель должен создать условия для самостоятельной и творческой деятельности с учетом сформированных интересов студентов, посредством применения новых информационных технологий.

С активностью сопрягается ещё одна важная сторона мотивации учения. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим студентом. Работа с компьютером как никакая другая позволяет решать учебные задачи самостоятельно. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны; недостаточная собственная активность обучаемого ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Новые информационные технологии позволяют повысить качество самостоятельного обучения учащихся: информация добытая путем собственного труда, имеет огромную познавательную ценность. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучаемых к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности студентов. Новые информационные технологии позволяют реализовать её на новом уровне и в новой виртуальной среде. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать глубину своих знаний и умений, показать свою компьютерную грамотность. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Проводить такие занятия с применением новых информационных технологий сегодня особенно интересно, ведь игровой характер занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию и саморазвитию.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении, посредством применения новых информационных технологий, имеют самостоятельные работы творческого характера, такие как: программированные задания, тесты.

Таким образом, факторами повышения эффективности познавательной деятельности, посредством применения новых информационных технологий, на наш взгляд являются:

  • стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие студентов в учении;

  • опора на интересы обучаемых и формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;

  • включение обучаемых в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;

  • использование игр в процессе обучения.

Мы считаем, что учет в преподавательской практике этих факторов необходим для повышения эффективности познавательной деятельности студентов

Примечания

1. Бахтина О.И. Информатизация гуманитарного образования. // Педагогика. 1990. № 1.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1998.

 

Ссылка на статью: Новые информационные технологии как средство повышения эффективности познавательной деятельности студентов // Философия и наука: Материалы VIII-й Региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 21 апреля 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 250 с. С.37-40.

 

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).