Мультимедиа технологии в образовании: исторический аспект рассмотрения

Современное общество, получившее название информационного и характеризующееся процессом информатизации, освоением информационных технологий (ИТ) и компьютерной техники, связано с результатами успешно развивающегося образования: именно в этой сфере закладываются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные предпосылки общественного развития.

Многие ученые (Т.П. Воронина, Е. Масуда, А. Тоффлер и др.) считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям широкий доступ к источникам информации, обеспечит высокий уровень автоматизации ее обработки в производственной и социальной сферах(1). Вышесказанное приводит к выводу о необходимости процесса информатизации современного общества в целом и, в том числе, образования. Информатизация образования понимается как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой оптимального использования ИТ, ориентированных на реализацию социальных, психологических и педагогических целей обучения и воспитания(2). Информатизация современного образования тесно связана с применением на уроках истории информационных технологий, составной частью которых являются мультимедиа технологии.

Термин «мультимедиа» (англ. multimedia) происходит от лат. multum - много и media - medium - средоточие; средства, то есть представляет собой электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)(3). Общеупотребительным значением термина «мультимедиа технологии» является следующее: ММТ – это интерактивные технологии, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом(4). Применительно к сфере образования, С.Г. Григорьев и В.В. Гриншкун дают следующее определение термину «мультимедиа»: «Мультимедиа - это спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем)»(5).

Мультимедиа технологии классифицируются на линейные и нелинейные, при этом четких определений данных понятий в литературе не существует. Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ, никаким образом не может повлиять на его содержание. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр(6).

Процесс появления и распространения мультимедиа технологий неразрывно связан с историей развития информационных технологий, которая уходит своими корнями в глубокую древность (как отмечают исследователи, развитие ИТ начинается еще с появления речи и продолжает эволюционировать с изобретением письменности ок. 2350 г. до н.э.). Этапы развития ИТ на сегодняшний день четко определены (7). Периодизации ММТ в ходе исследования не выявлено, поэтому выделим этапы развития мультимедиа технологий, исходя из признания значимости основных событий и достижений в области их становления и эволюции:

На первом этапе (1945 г. – начало 1960-х гг.;) начинается зарождение мультимедиа технологий, идейной предпосылкой которого считают концепцию организации памяти «МЕМЕХ», предложенную в 1945 г. американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам. Заложенная в ней идея нашла свою замечательную компьютерную реализацию и развитие в виде гипертекста, что явилось основой для создания гипермедиа и мультимедиа систем(8).

На втором этапе (начало 1960-х – 1975 г.;) идет процесс разработки мультимедиа приложений, используемых во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе, и в области образования, где особое место занимают обучающие мультимедиа продукты, позволяющие углубить знания, повысить эффективность и сократить сроки обучения. На третьем этапе (1975 г. – начало 1990-х гг.;) происходит распространение мультимедиа технологий, включающих в себя текст, графику, оцифрованную речь, звукозапись, фотографии, мультипликацию, видеоклипы и т.п.(9). Стремительно растущая мощь и расширение возможностей персональных компьютеров, с одной стороны, и развитие идей объектно-ориентированного программирования, с другой, создали идеальную среду для технической реализации мультимедиа.

На современном – четвертом – этапе (начало 90-х гг. XX в. – начало XXI в.) идет дальнейшее развитие мультимедиа технологий. Мультимедиа (особенно гипермедиа) приложения, являясь эффективным средством подачи учебного материала, содержат мощные средства ветвления и адаптации к запросам обучающихся, позволяют свободно осуществлять поиск интересующей информации и выбирать ее, управлять процессом обучения. Кроме того, приложения, как правило, снабжаются эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения информации и приобретения необходимых навыков(10).

Таким образом, необходимо отметить, что мультимедиа технологии проникли во все сферы человеческой деятельности: науку, производство, управление, образование, культуру и т. д. Несмотря на то, что создание ММТ изначально не было направлено на образование, все же они оказали на него высокое влияние. Именно в сфере образования мультимедиа технологии получили самое широкое применение: созданы мультимедийные энциклопедии по истории (серия энциклопедий о русских историках: Карамзине, Соловьеве, Ключевском, с включением выдержек из их произведений; энциклопедия «История России и ее соседей»(11) и др.), музеям, городам и т.д. Разработаны мультимедийные учебники, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения. Например, компьютерный курс Т.С. Антоновой, А.А. Харитонова и А.Е. Коновалова «История России: XX век» (в 4-х частях), который синхронизирован с учебником по истории России XX века А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной (9 класс), что делает его удобным не только при очной, но и заочной (дистанционной) форме обучения. Учителем истории также может применяться продукция Современного Гуманитарного Университета «История Отечества, 862-1817гг.»(12) и «Энциклопедии по истории России (862-1817 гг.)»(13). Помимо исторических картин, статей, видеофрагментов, анимационных схем сражений, обе программы содержат около 1000 тестовых заданий по всем разделам курса «Истории Отечества». Интересна историческая часть «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» включающая в себя 3 модуля: «История России IX – XVIII вв.», «История России XIX – XX вв.», «Репетитор по истории». 3 уровня сложности и 4 режима тестирования в модуле «Репетитор» позволяет и в урочное, и во внеурочное время отработать навыки прохождения тестирования по истории в формате ЕГЭ.

В настоящее время идет активное создание он-лайновых мультимедиа продуктов в виде интернет-сайтов, посвященным истории.

Применение ММТ на уроках истории позволяет разнообразить образовательный процесс, способствует формированию интереса к Отечественной истории. При преподавании истории в старших классах с помощью ММТ необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся, так как уроки Отечественной истории на данном этапе обучения требуют дополнительной информативности и структурной содержательности, которая может быть представлена мультимедиа технологиями.

Примечания

1. Воронина Т. П. Информационное общество: Сущность, черты, проблемы Издательство «Издательский отдел ЦАГИ» , заказ 78а, Москва, 1995; Масуда Ё. Информационное общество. Вашингтон, 1981, пер. с англ.; Тоффлер А. Третья волна / А. Тоффлер. – М.: Изд-во ACT, 1999. – 776 с.

2. Долинер Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2003. - 344 с.

3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.-СПб. 1998. - 1456 с. / http://dic.academic.ru

4. Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании / Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. – М., 2002. –153с.

5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании / http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/index.html

6. Мультимедиа — Википедия / http://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа

7. Информационные технологии в научной деятельности (курс для аспирантов, соискателей и молодых ученых ТГПУ им. Л.Н. Толстого) / Составители Богатырева Ю.И., Косарев П.А. 2005

8. Коул Б. Гипертекст решает проблемму информационного обслуживания // Электроника, 1990, N 4, с.38-42.

9. Электронный учебник по дисциплине «Использование информационных технологий в социальной сфере» / Автор-составитель Соломатова В.В. - Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005 / http://www.tspu.tula.ru/res/informat/Uchebnik/index.htm

10. Балыкина Е.Н., Комличенко В.Н., Сидорцов В.Н. Мультимедиа системы. Попытка сравнительной характеристики // Круг идей: модели и технологии исторической информатики. Материалы III международной конференции АИК / Ред. Бородкин Л.И. и Тяжельникова В.С. М., 1996. 345 c.

11. История России и ее соседей, «Аванта», 1999 г.

12. История России: XX век, в 4 частях, «Клио Софт», 1997-2001 гг.

13. История Отечества, 862-1817гг., «Новый диск», 2004 г.

14. Энциклопедии по истории России (862-1817 гг.), «Новый диск», 2004 г.

 

Ссылка на статью: Мультимедиа технологии в образовании: исторический аспект рассмотрения (статья)печ.// Воспитательный потенциал исторического образования: сб. науч. ст. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. Ун-т». – Екатеринбург, 2008. Часть II. – 338 с. С.496-500.

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).