Повышение эффективности познавательной деятельности студентов посредством компьютерных технологий

Информатизация современного российского общества предусматривает обязательное применение компьютеров в вузовском образовании, что призвано обеспечить информационную грамотность и информационную культуру студентов. В обучении гуманитарным предметам появляется возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая большое количество информации, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом меняется положение как студента, так и преподавателя, по-иному строится их познавательная и обучающаяся деятельность (1).

В педагогической литературе познавательная деятельность понимается как «единство теоретического мышления, чувственного восприятия и практической деятельности, которая осуществляется человеком в течении его жизни, во всех видах социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе». Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку познавательной деятельности, или учении (2).

Мы определяем познавательную деятельность как многоуровневую систему, включающую активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и студента.

Повышение эффективности познавательной деятельности студентов посредством применения компьютерных технологий в образовательном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, к обоснованию взглядов, высокий уровень педагогического мышления, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Важным фактором становится подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей обучаемых.

Рассмотрим примеры использования компьютерных технологий в процессе обучения. Для этого выделим наиболее распространенные варианты применения компьютерных технологий преподавателем на учебном занятии. Прежде всего данные технологии используются педагогом для:

  • организации учебного процесса,

  • подготовки учебных пособий,

  • изучения нового материала (можно выделить два направления – применение мультимедийных пособий, созданных преподавателем и использование готовых программ),

  • компьютерного контроля знаний обучаемых,

  • получения и работы с информацией из сети Интернет,

  • создания и работы с сайтом образовательного учреждения, позволяющим связать между собой студентов, преподавателей и администрацию ОУ (3).

Далее подробнее рассмотрим каждый из этих вариантов, с учетом методических рекомендаций, предлагаемых исследователями, работающими в этой области. Компьютерные технологии используются для подготовки учебных пособий. Современная мультимедийная продукция позволяет копировать часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран (при наличии мультимедийного проектора) или продемонстрировать его по локальной сети ученикам (например, при помощи программы удаленного администрирования Net Support School). В процессе обучения гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, тогда как показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целое занятие, а иногда и более, не целесообразно. Преподаватель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретной группы и каждого студента в отдельности. Каким бы ни был совершенным электронный учебник, некоторые важные, по мнению педагога, учебные элементы могут выпасть из поля зрения его автора. Задача преподавателя – сконструировать такой урок, который, на его взгляд, мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.

На смену наглядным пособиям могут прийти анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности преподавателя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент. Раньше преподаватели на занятиях закрывали часть наглядной информации, что создавало определенные неудобства в работе. Компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для преподавателя момент.

При изучении нового материала можно выделить два направления использования компьютерных технологий на уроке – применение мультимедийных пособий, созданных преподавателем, и использование готовых программ.

Остановимся сначала на плюсах и минусах учебного занятия, к которому преподаватель сам подбирает и выстраивает материал. Самое простое использование компьютера – иллюстративный материал. Использование компьютера освобождает не только от необходимости нести много книг, делать в них закладки, но и экономит время, давая учителю возможность заранее отсортировать изобразительный материал, а также применить «аудиоиллюстрацию» в тех объемах, которые ему удобны. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.

Есть в применении компьютера и минусы. Наиболее существенный – заданность урока, необходимость следовать заранее выработанному плану или, если занятие «свернуло» в сторону, отказаться от подготовленного материала. Но это случается и на традиционном занятии, в ходе которого учитель по тем или иным причинам вынужден перестраиваться. Второй недостаток применения компьютерных технологий характерен для всех новых технологий в начале их применения – много времени отводится на подготовку, хотя необходимо отметить, что молодому преподавателю при подготовке к занятию без использования компьютера также необходимо потратить немало времени.

Здесь могут помочь уже готовые компьютерные программы. Но, к сожалению, их крайне мало. Кроме того, возникает и ряд методических проблем при проведении учебных занятий с помощью готовых компьютерных программ: во-первых, восприятие обучаемыми готового курса зачастую отличается от целей презентации – они зачастую воспринимают сюжет на экране как кино. Поэтому задача преподавателя – побудить студентов к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно. Наряду с этим, строить подачу нового материала только на просмотре программы, как правило, нецелесообразно, потому что внимание обучаемых «притупляется». Следовательно, и применение готовых компьютерных программ требует от преподавателя большого количества времени на разработку занятий.

Компьютерные технологии в процессе обучения применяются для контролязнаний, при организации которого преподавателю вовсе не обязательно пользоваться имеющимися в мультимедийном учебнике тестами. В его распоряжении имеется ряд программ по составлению тестов (MyTest 3.0, ИКТС 1.21, Магистр-3). Многие из них чрезвычайно просты и доступны даже начинающему пользователю. Преподаватель может формировать банк контрольных материалов по своему усмотрению. Ряд несложных программ по составлению тестов можно найти в Интернет и воспользоваться ими совершенно бесплатно.

Наибольшее распространение применения компьютерных технологий сегодня получил процесс использования на занятии материалов из сети Интернет. И здесь есть большие возможности для творчества преподавателя и, прежде всего, для организации под его руководством творчества студентов. Именно на этой стадии обучаемым необходимо овладеть фактически безграничными возможностями Интернет. При умелой организации познавательной деятельности обучаемых на качественно новом уровне организована подготовка студентов к семинарам. Написание докладов и рефератов превращается для них не в формальную отписку, а в чрезвычайно увлекательный творческий процесс.

Между тем, преподавателю предоставляются огромные возможности воспользоваться ресурсами сети Интернет, чтобы сделать освоение учебного материала эффективным, вовлечь студентов в самостоятельное обучение.

Наряду с этим, одной из составляющих современной организации образовательного процесса является создание и поддержка сайта образовательного учреждения. С помощью сайта, где отражена вся учебная жизнь, студенты смогут посещать некоторые занятия дистанционно, преподаватели – узнавать о предстоящих мероприятиях, вывешивать информацию о проводимых конференциях, публиковать свои методические наработки и т.д. Сайты должны быть, по существу, виртуальной школой. Это в значительной степени сможет облегчить выбор вуза для абитуриента – не надо будет тратить много времени на поиск высшей школы, а лишь познакомиться с сервером ОУ и просмотреть сетевые рейтинговые службы различных типов, которые отражают качество обучения в вузах. Также сайты – это хорошая возможность показать творческие способности студентов, способ их самореализации (4).

В связи с использованием новых Интернет-технологий возможен пересмотр и изменение целей, содержания обучения, возрастает роль интегрированных знаний. При обучении студентов работе с компьютерными технологиями в Интернет можно использовать как традиционные методы – беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере, объяснением используемых разнообразных наглядных пособий – таблиц, плакатов, также и новые формы организации учебной деятельности обучаемых: проектные методы, работа в группе и с партнерами, автономное обучение и т.д., которые нельзя будет ограничивать пределами кабинетной системы, которая неизбежно претерпит определенные изменения (5).

Нужно помнить, что повышение эффективности познавательной деятельности студентов тесно связано с активизацией учебного процесса, которую можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Активизация начинается с целеполагания собственной педагогической деятельности. При этом преподаватель должен помнить  о создании положительно-эмоционального отношения у студентов к предмету и к своей познавательной деятельности. После этого преподаватель создает условия для систематической, поисковой познавательной деятельности студентов (в том числе и в недрах глобальной сети Интернет). Также преподаватель должен создать условия для самостоятельной и творческой деятельности с учетом сформированных интересов студентов, посредством применения новых информационных технологий.

С активностью сопрягается ещё одна важная сторона мотивации учения. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим студентом. Работа с компьютером как никакая другая позволяет решать учебные задачи самостоятельно. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные студенты, как правило, и более самостоятельны; недостаточная собственная активность обучаемого ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Компьютерные технологии позволяют повысить качество самостоятельного обучения студентов: информация добытая путем собственного труда, имеет огромную познавательную ценность. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучаемых к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности студентов. Компьютерные технологии позволяют реализовать её на новом уровне и в новой виртуальной среде. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать глубину своих знаний и умений, показать свою компьютерную грамотность. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Проводить такие занятия с применением компьютерных технологий сегодня особенно интересно, ведь игровой характер занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности обучаемого.

Таким образом, факторами повышения эффективности познавательной деятельности, посредством применения компьютерных технологий, на наш взгляд, являются:

  • включение обучаемых в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;

  • опора на интересы обучаемых и формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;

  • стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие студентов в учении;

  • использование игр в процессе обучения.

Мы считаем, что учет в преподавательской практике этих факторов позволит повысить эффективность познавательной деятельности студентов.

 

Примечания

  1. Бахтина О.И. Информатизация гуманитарного образования. // Педагогика. 1990. № 1.

  2. Дубровина И.В.  Практическая психология образования. – М.,  1998.

  3. Технические устройства в современной школе (авторский коллектив). – М., 2000. – С.28.

  4. Якушина Е.В. Лавренов А.Ю. Создание школьного сайта // Режим доступа:  www.vio.fio.ru/vio_29/cd_site/Articles/art_4_4.htm.

  5. Зазнобина Л.С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. – М., 1999. –  С.19.

 

Ссылка на статью: Повышение эффективности познавательной деятельности студентов посредством компьютерных технологий // История как ценность и ценностное отношение к истории: сб. науч. ст. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2010, Ч.3. – 315 с. С. 171-178

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).