Griban

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Применение новых информационных технологий (далее — НИТ) является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствования методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют НИТ, основанные на свободном программном обеспечении (далее — СПО), так как в этом случае деятельность преподавателя может быть сосредоточена над разработкой собственных учебных пособий без опаски за правовую сторону вопроса.

На современном этапе исторического развития идет процесс активного внедрения в образовательный процесс НИТ. Важным фактором в этом процессе является оснащение образовательных учреждений технической базой, а также качественным программным обеспечением. В связи с этим, неизбежно возникает проблема финансовых затрат. Есть два возможных варианта ее решения: либо использование коммерческих программ с оплатой за приобретение и регулярное обновление, либо применение так называемого свободного программного обеспечения, то есть программного обеспечения, в отношении которого пользователь обладает «четырьмя свободами»: запускать, изучать, распространять и улучшать программу (1). Второй вариант наиболее удобен для образовательных учреждений, но, к сожалению, пока СПО не получило широкого распространения. Главными причинами этого является недостаточная информированность учителей, а также тот факт, что коммерческое программное обеспечение посредством широкой рекламной деятельности авторов проприетарных продуктов стало для большинства учителей «единственным и неповторимым». Между тем, СПО стало международным явлением, прошедшим этапы от относительной безвестности до пребывания у всех на слуху в течение последних нескольких лет. В мире активно действует «Движение за предоставление свободного и открытого программного обеспечения», которое предлагает широкие возможности для правительственных и образовательных учреждений, а также частного сектора. Что касается практической реализации идеи СПО в образовательных учреждениях Российской Федерации, то первая общественная организация, уставной целью которой является содействие в реализации Программы «Информация для всех» — МОО ВПП ЮНЕСКО (Межрегиональная общественная организация в поддержку Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»), появилась в России в 2002 г.(2). По инициативе и при участии этой организации реализуется ряд проектов, содействующих активному участию нашей страны в построении глобального постиндустриального общества; проводятся многочисленные конференции и круглые столы, цель которых — привлечение российского экспертного сообщества к формированию глобальной политики в предметной сфере программы «Информация для всех» (3).

Необходимо отметить, что положительный сдвиг в сторону пропаганды свободного программного обеспечения уже произошел и в образовательной среде России. В сети Интернет появляются статьи, описывающие первый опыт знакомства и попыток применения СПО в образовательных учреждениях. В 2008 г. была опубликована работа Г.Ю. Пожариной и А.М. Поносова по стратегии внедрения СПО в образовательных учреждениях (4). Это первое исследование, в котором обобщена информация, касающаяся правовой и экономической сторон применения СПО. Наряду с этим, авторами рассмотрены методические аспекты внедрения свободного программного обеспечения в информационную среду учреждений образования.


Таким образом, в настоящее время внедрение НИТ в процесс обучения посредством использования СПО становится доступнее для образовательных учреждений, но нуждается в дальнейшей разработке проблемы перехода на свободное программное обеспечение.

Литература
1.Свободное программное обеспечение — Википедия // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Свободное_программное_обеспечение.
2.Подробную информацию о Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» в России можно получить на официальном сайте Программы – http://www.ifap.ru/
3.Свободное и открытое программное обеспечение. Общее введение / Под ред. Кеннета Вонга и Фета Сайо // Режим доступа: www.unesco.ru/files/docs/ci/free-open.pdf
4.Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования / Г.Ю. Пожарина, А.М. Поносов. – М., 2008. – 152с.

 


Ссылка на статью: Новые информационные технологии в образовании: проблема перехода на свободное программное обеспечение// Информационные технологии в образовании: материалы II международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье – 2008)». Курск, 8 – 11 декабря 2008 г. Ч. 1. – Курск, 2008. – 208 с. С.131-133