На сегодняшний день развитие общества идет параллельно с информатизацией. Это отражается во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в вузовском образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру студентов. В обучении гуманитарным предметам возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая большое количество информации, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом меняется положение как студента, так и преподавателя, по-иному строится их познавательная и обучающаяся деятельность.
Познавательная деятельность понимается как «единство теоретического мышления, чувственного восприятия и практической деятельности, которая осуществляется человеком в течении его жизни, во всех видах социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе». Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку познавательной деятельности, или учении.
Традиционно познавательная деятельность определяется как многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и студента.
Повышение эффективности познавательной деятельности студентов посредством применения новых информационных технологий в образовательном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, к обоснованию взглядов, высокий уровень педагогического мышления, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей обучаемых.
Нужно помнить, что повышение эффективности познавательной деятельности студентов тесно связано с активизацией учебного процесса, которую можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Активизация начинается с целеполагания собственной педагогической деятельности. При этом преподаватель должен помнить о создании положительно-эмоционального отношения у студентов к предмету и к своей познавательной деятельности. После этого преподаватель создает условия для систематической, поисковой познавательной деятельности студентов (в том числе и в недрах глобальной сети Интернет). Также преподаватель должен создать условия для самостоятельной и творческой деятельности с учетом сформированных интересов студентов, посредством применения новых информационных технологий.
С активностью сопрягается ещё одна важная сторона мотивации учения. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим студентом. Работа с компьютером как никакая другая позволяет решать учебные задачи самостоятельно. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны; недостаточная собственная активность обучаемого ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Новые информационные технологии позволяют повысить качество самостоятельного обучения учащихся: информация добытая путем собственного труда, имеет огромную познавательную ценность. Таким образом, успех обучения определяется отношением обучаемых к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности студентов. Новые информационные технологии позволяют реализовать её на новом уровне и в новой виртуальной среде. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать глубину своих знаний и умений, показать свою компьютерную грамотность. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Проводить такие занятия с применением новых информационных технологий сегодня особенно интересно, ведь игровой характер занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию и саморазвитию.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении, посредством применения новых информационных технологий, имеют самостоятельные работы творческого характера, такие как: программированные задания, тесты.
Таким образом, факторами повышения эффективности познавательной деятельности, посредством применения новых информационных технологий, на наш взгляд являются:
-
стимулирование коллективных форм работы, взаимодействие студентов в учении;
-
опора на интересы обучаемых и формирование мотивов учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
-
включение обучаемых в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
-
использование игр в процессе обучения.
Мы считаем, что учет в преподавательской практике этих факторов необходим для повышения эффективности познавательной деятельности студентов
Примечания
1. Бахтина О.И. Информатизация гуманитарного образования. // Педагогика. 1990. № 1.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1998.
Ссылка на статью: Новые информационные технологии как средство повышения эффективности познавательной деятельности студентов // Философия и наука: Материалы VIII-й Региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 21 апреля 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 250 с. С.37-40.