Компьютерные технологии как средство развития информационной компетентности современного педагога

Набирающая темпы «информационная революция», связанная, в частности, с внедрением цифровых информационно-коммуникационных технологий, затрагивает все виды деятельности и сферы жизни общества. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, что современные информационные технологии уже изменили методы ведения научной и деловой деятельности, привели к переменам в стиле и методах государственного управления. Если ещё несколько лет назад владение компьютером, умение работать в сети Интернет оценивались как полезные, но факультативные знания и навыки, то в настоящее время специалисты, не владеющие этими технологиями, рассматриваются как недостаточно квалифицированные.

Так, в Концепции государственной информационной политики Российской Федерации отмечается, что достижение целей этой политики требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе XXI века; что информатизация образования означает не просто использование программно-технических средств – она должна вести к радикальному изменению организации и сущности процессов обучения и развития человека, к формированию творческой личности.

Применение компьютерных технологий ведёт к существенной перестройке науки и образования, открывая для них новые перспективы. По-прежнему важна роль общеобразовательной школы, где закладывается фундамент информационной компетентности будущих студентов, а также высокая миссия вузовского образования, где должно происходить дальнейшее развитие информационной компетентности.

Основная причина, обусловившая необходимость изменений в компьютерной подготовке студентов, состоит в том, что в вузе будущих специалистов готовят к жизни и работе в новых условиях, которые всё больше становятся реальностью. Поэтому, роль и место информационных технологий на современном учебном занятии нельзя сводить только к освоению технических средств и методов обработки данных средствами вычислительной техники. Компьютерные технологии могут использоваться педагогом для:

  • организации учебного процесса;
  • подготовки учебных пособий;
  • изучения вместе с обучаемыми нового материала (можно выделить два направления – применение мультимедийных учебных пособий, созданных преподавателем и использование готовых программных продуктов);
  • компьютерного контроля знаний обучаемых;
  • получения и работы с информацией из сети Интернет;
  • создания и работы с сайтом образовательного учреждения и т.д.

Остановимся сначала на плюсах и минусах учебного занятия, к которому преподаватель сам подбирает и выстраивает материал. Самое поверхностное использование компьютерных технологий – иллюстрирование учебного материала. Заранее подготовленный пошаговый материал даёт возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.

Есть в применении компьютерных технологий и минусы. Наиболее существенный – заданность учебного занятия, необходимость следовать заранее выработанному сценарию. Второй недостаток применения компьютерных технологий характерен для всех новых технологий в начале их применения – сравнительно длительный процесс подготовки к занятиям.

Помимо создания собственного мультимедийного продукта преподавателем могут быть использованы готовые компьютерные решения. Однако, возникает ряд методических проблем при проведении учебных занятий с помощью готовых компьютерных программ: во-первых, восприятие обучаемыми готового курса зачастую отличается от целей презентации – обучаемые воспринимают сюжет на экране как кино. Поэтому, строить подачу нового материала только на просмотре слайдов, как правило, нецелесообразно, потому что концентрация внимания представляется достаточно трудоёмкой. Следовательно, и применение готовых мультимедийных продуктов требует от преподавателя большого количества времени на подготовку занятий.

Наибольшее распространение применения компьютерных технологий в образовании сегодня получил процесс использование ресурсов сети Интернет. Здесь есть большие возможности для творчества преподавателя и, прежде всего, для организации под его руководством творчества студентов. Именно на этой стадии обучаемым необходимо овладеть фактически безграничными возможностями сети Интернет. Написание докладов и рефератов превращается для обучаемых не в обыкновенную отписку, а в чрезвычайно увлекательный творческий процесс.

Наряду с этим одной из составляющих современной организации образовательного процесса является создание веб-сайтов образовательной тематики. С целью поддержки образовательного процесса в начале 2011 г. нами был разработан специализированный ресурс «Учебные презентации» (www.present.griban.ru). На сайте размещаются мультимедийные презентации по основным учебным предметам (биология, география, история, математика, литература и др.). Все презентации можно бесплатно загрузить с сайта и использовать в учебной деятельности. Помимо этого, на сайте публикуются статьи, посвящённые разработке и защите учебных презентаций. Раз в год проводится конкурс на лучшую учебную презентацию среди учителей и учащихся школ.

На сайте «Учебные презентации» работает система поиска по сайту, а также интеграция с основными социальными сетями («Одноклассники», «Мой Мир», «Facebook» и др.), позволяющая пользователям, зарегистрированным в этих сервисах, оставлять закладки, заметки, записи о найденных на сайте статьях и презентациях в своих социальных профилях. Помимо узкоспециализированного практического материала, на сайте размещены статьи по теории создания, использования и демонстрации презентаций, позволяющие углубить и расширить профессиональные знания в области дизайнпроектирования мультимедийных презентаций.

Новым является механизм размещения мультимедийных презентаций на сайте ­– он основан на пользовательских запросах. Чтобы исключить возможность появления «ненужного» контента на сайте, реализован следующий механизм работы: пользователь совершает поисковый запрос на сайте, который автоматически записывается системой управления сайтом для последующей обработки. После этого администратором ресурса просматривается статистика этих запросов, а именно: собственно запросы (сформулированные пользователем), их число и повторяемость. По наиболее популярным запросам проводится поиск существующих, и при их отсутствии,  создание новых презентаций для последующего размещения на сайте.

Ещё одним вариантом быстрого и эффективного размещения презентаций на сайте является форма обратной связи. Пользователь, заинтересованный в развитии ресурса, заходит в раздел «Предложить презентацию», указывает название презентации, свои контактные данные, а также прикрепляет файл для дальнейшего размещения на сайте.

Что касается посещаемости ресурса «Учебные презентации», то по данным статистического сервиса «Яндекс Метрика», только с начала сентября по конец ноября 2011 г. сайт посетило 300000 человек, просмотревших более 800000 страниц. В связи с этим, можно говорить об увеличении интереса к ресурсам образовательного назначения со стороны пользователей, а также о важности применения в учебной и профессиональной деятельности педагогами компьютерных технологий.

 

Ссылка на статью: Грибан О.Н. Компьютерные технологии как средство развития информационной компетентности современного педагога // Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Материалы первой международной интернет-конференции / Открытый каталог «Учебные презентации». – Екатеринбург, 2011. – С. 13-19.

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).