Компьютерные технологии как условие качественной профессиональной подготовки студентов вузов

Ключевые слова: информатизация образования; информационные технологии; новые информационные технологии; компьютерные технологии.

Аннотация. Рассматриваются основные понятия, касающиеся информатизации современного российского образования, показывается роль компьютерных технологий в подготовке студентов.

Анализ современных взглядов на информатизацию образования как на процесс его обеспечения методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, позволяет утверждать, что до настоящего времени сохраняет актуальность отечественная концепция информатизации образования, разработанная в конце 1980-х гг. группой ученых под руководством А. П. Ершова. Эта концепция предусматривает такие обязательные составляющие, как формирование компьютерной грамотности человека в ходе общеобразовательной подготовки, обучение профессиональному использованию информационных технологий, развитие содержания и методов обучения на основе компьютерных технологий и др. [7. С. 109]. Вузы заинтересованы в качественной подготовке своих выпускников, в создании информационно-технологической среды, обеспечивающей решение образовательных, научно-исследовательских и других задач на уровне современных требований, в осуществлении системного внедрения информационных технологий во все виды и формы организации учебно-воспитательного процесса как при подготовке специалистов естественнонаучного, так и гуманитарного цикла.

В образовательном процессе наряду с традиционными способами преподавания учебных дисциплин все активнее используются новые информационные технологии, что способствует изменению самого способа подачи материала. Применение компьютерных технологий в процессе обучения студентов-гуманитариев повышает качество усвоения ими учебной информации, делает процесс их обучения более результативным и продуктивным, обеспечивает рост мотивации к получению знаний теоретического и практического характера.

Возрастание роли компьютерных технологий как средства развития информационной компетентности студентов педагогического вуза ведет к необходимости рассмотрения понятий «информационные технологии», «информационные технологии образования», «новые информационные технологии» и собственно «компьютерные технологии».

Наиболее общим в этом ряду является понятие «информационные технологии» (далее — ИТ). Ряд авторов, исследующих проблемы применения компьютерных технологий в научной и образовательной областях (В. Н. Арефьев, М. И. Жалдак, М. И. Махмутов и др.), особо выделяют техническую составляющую понятия ИТ, так как в их основе по их мнению, лежат технические средства [1; 3]. При этом ИТ рассматриваются этими исследователями как некая совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими процессами [3. С. 12], т. е. достаточно широко.

Исследователи Г. К. Селевко, С. А. Смирнов и другие акцентируют роль ИТ в практическом осуществлении педагогами теоретических построений в образовательном процессе [8; 9]. ИТ определяются как аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента [2. С. 10]. В таком подходе показана разнонаправленность ИТ: с одной стороны, на сам образовательный процесс, с другой — непосредственно на обучаемого.

Выявление дидактического потенциала ИТ требует внимательного рассмотрения понятия «информационные технологии образования» (далее — ИТО) как формы теоретического осмысления самого явления, занявшего вполне определенное место в образовательной практике. П. И. Образцов выделил два явно выраженных подхода к трактовке этого понятия [6. С. 130]. В одном из них ИТО рассматриваются как дидактический процесс, организованный с использованием новых методов и средств обучения, позволяющих целенаправленно создавать, передавать, хранить и отображать информационные данные с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых. Другой подходе акцент ставит на создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают ИТ. Б. Е. Стариченко определяет ИТО как «совокупность организационных форм, педагогических технологий и технологий управления образовательным процессом, основанных на использовании современных компьютерных и телекоммуникационных систем и обеспечивающих достижение принятого образовательного стандарта массой учащихся» [10. С. 5], т. е. представляет первый подход. И. Г. Захарова определяет ИТО как педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией, и понимает под ИТО приложение ИТ для создания новых возможностей передачи учебных знаний, восприятия знаний, а также оценки качества обучения [4. С. 107].

В представленных определениях ИТО выступают как часть общего процесса информатизации образовательного процесса, включающего материально-техническую базу, программное обеспечение и педагогические технологии, как направление в современной дидактике, связанное с применением технических средств обучения в учебном процессе, с совершенствованием структуры и повышением эффективности учебного процесса.

ИТ, применяемые с начала 1990-х гг., называют новыми. Прилагательное «новые» в данном случае подчеркивает их новаторский характер, т. е. принципиально отличающийся от предшествующего направления технического развития. Отличие состоит в том, что новые ИТ базируются на компьютерных и телекоммуникационных средствах, включающих в себя компьютеры всех классов, системы мультимедиа, информационно-поисковые системы, экспертные обучающие системы, программные средства учебного назначения и т. д. Их внедрение является новаторским актом в том смысле, что изменяет содержание различных видов деятельности в медицине, управлении, образовании, финансах, системах электронных средств массовой информации и пр.

Составной частью ИТ являются компьютерные технологии (далее — КТ), под которыми понимают технологии, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и передачу информации с помощью электронных вычислительных машин. В. Н. Арефьев считает, что основу современных компьютерных технологий составляют три технологических достижения: возможность хранения информации на машинных носителях, развитие средств связи и автоматизация обработки информации с помощью компьютерной техники. На практике КТ применяются в программно-технических комплексах, состоящих из персональных компьютеров или рабочих станций с необходимым набором периферийных устройств, включенных в локальные и глобальные вычислительные сети и оснащенных необходимым программным обеспечением. Использование названных элементов увеличивает степень автоматизации как научных исследований, так и учебных процессов, что служит основой их совершенствования [1. С. 4].

Практика применения компьютеров инициирует появление нового поколения КТ, которые, в свою очередь, позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, эффективно взаимодействовать с вычислительной техникой, развивать информационную компетентность педагогов и обучаемых. Внедрение КТ в сферу образования можно рассматривать как начало революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играют коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, которые в основном применяются при управлении процессом обучения в системах дистанционного обучения.

КТ в обучении направлены на достижение целей информатизации образования на основе применения комплекса функционально зависимых педагогических, информационных, методологических, психофизиологических и эргономических средств и методик.

Примером успешной реализации КТ в современных образовательных учреждениях стало внедрение в школы и вузы сети Интернет с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее каждому пользователю. Интернет быстро нашел применение в науке, связи, средствах массовой информации, в рекламе, а также в образовании. Ресурсы Интернета активно используются школьными учителями, преподавателями ссузов и вузов, учениками и студентами, преподающими и изучающими как гуманитарные, так и естественнонаучные дисциплины. Например, применительно к предметному полю «История» ресурсы сети Интернет вызывают выступают в качестве библиотеки источников, статей, иллюстраций, портретного ряда.

Первые шаги по внедрению Интернета в систему образования показали его огромные возможности для ее развития. Однако они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения сети в образовательных учреждениях. Во-первых, это большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических и программных средств. Во-вторых, это подготовка дополнительных организационно-методических и учебных пособий. Современный этап применения Интернета в образовании характеризуется накоплением опыта, поиском путей повышения качества обучения.

В то же время в системе образования часто все возможности КТ не используются. Примером

может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как инструмента для набора и печати текстов. Часть школьных учителей, преподавателей вузов, студентов не владеют необходимыми информационными компетенциями, требующимися для эффективного применения КТ. Ситуация осложняется и тем, что ИТ быстро обновляются — появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, геоинформационных системах и т. п. Трудности освоения КТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и четкого представления о развитии информационной компетентности обучаемых, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути их эффективного применения. Как отмечается в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг., процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования является одной из важнейших современных проблем. Преодоление создавшегося противоречия видится в разработке методической системы, нацеленной на развитие информационной компетентности студентов вуза, в том числе посредством обучения их компьютерным технологиям.

Таким образом, новые ИТ, активно применяемые в современном профессиональном образовании, уже не являются чем-то сверхъестественным. Администрация учебных заведений с помощью КТ контролирует учебный процесс, преподаватели используют их при подготовке и проведении занятий, студенты — в учебной деятельности, готовясь к занятиям, и т. д.

Ученые обозначили те преимущества, которые дает применение КТ в образовании. Как отмечает В. Н. Арефьев, КТ повышают уровень эффективности образования за счет следующих факторов: увеличение объема полезной информации с накопителем типовых решений и обобщением опыта научных разработок; упрощение и ускорение процессов поиска, обработки, хранения, передачи и представления образовательной информации; возможность анализа большого объема учебной информации; обеспечение качества решаемых задач; возможность реализации задач, ранее не решаемых; выбор тем и получение результатов, не достижимых другими средствами [1. С. 4].

Сегодня вполне возможно отследить некоторые тенденции, которые начинают проявляться в

области развития КТ. Прежде всего это связано с возникновением так называемых информационных сред обучения и виртуальных образовательных пространств, которые строятся по системе «студент — посредник — преподаватель», где в качестве посредника выступают современные средства ИТ. Появляются новые формы организации учебной информации, которые характеризуются нелинейным структурированием учебного материала, что, в свою очередь, позволяет обучаемому выбирать индивидуальную траекторию обучения.

Таким образом, изучение и анализ специальной литературы, посвященной роли КТ, развитию информационной компетентности обучающихся, показывает, что образование как базисный социальный институт, определяющий в большей степени перспективы прогресса России, может нормально существовать и эффективно развиваться, оставаться современной индустрией знаний как ведущей ценностью культуры только при условии применения постоянно обновляющихся ИТ — важной составляющей информационно-технологической среды каждого учебного заведения, их системной интеграции во все виды и формы учебно-воспитательного процесса. Этот факт требует научно-педагогического осмысления новых возможностей КТ в обучении.

В российском образовательном пространстве сложились к настоящему времени объективные предпосылки для системного использования на занятиях компьютерных средств организации учебного процесса. В связи с тем что содержание подготовки студентов педагогического вуза имеет сложную и многокомпонентную структуру, отличается большим разнообразием изучаемых объектов, явлений и процессов, важно обеспечить, наряду с глубоким усвоением значительного объема теоретических знаний, развитие у них профессиональных компетенций, в том числе ин-формационной, позволяющих творчески использовать полученные на учебных занятиях знания в различных учебных и профессиональных условиях. Дидактические задачи, решаемые в ходе подготовки студентов по каждой из дисциплин учебного плана, разнообразны и глубоко специфичны, имеют профессиональную теоретическую и практическую направленность, характеризуются целостностью и завершенностью. Все это требует того, чтобы в целях развития их информационной компетентности комплексно использовались информационные ресурсы образовательного учреждения, учитывались достижения современной педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. АРЕФЬЕВ В. Н. Компьютерные технологии в науке и образовании / УлГТУ. Ульяновск, 2001.
  2. ДЕМКИН В. П., Можаева Г. В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Томск, 2003.
  3. ЖАЛДАК М. И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М. 1989.
  4. ЗАХАРОВА И. Г. Информационные технологии в образовании. М. : Изд. центр «Академия», 2003.
  5. МАХМУТОВ М. И. Организация проблемного обучения в школе. М. : Просвещение, 1977.
  6. ОБРАЗЦОВ П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орл. гос. тех. ун-т. Орел, 2000.
  7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

Библиографическая ссылка на статью: Грибан О.Н. Компьютерные технологии как условие качественной профессиональной подготовки студентов вузов // Педагогическое образование в России. Екатеринбург, 2012. №2. С. 113-116.

pdfСкачать статью в PDF

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).