Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации

Ключевые слова: профессиональная самореализация, продуктивная самореализация, критерии профессиональной самореализации, образовательные веб-сайты, информационная компетентность.

Аннотация. Статья посвящена профессиональной самореализации личности, которая является сегодня одной из ключевых междисциплинарных проблем, изучаемых представителями психологии, философии, социологии, культурологии и педагогики. 

В качестве ключевого условия продуктивной самореализации педагога выделены стремление и способность к саморазвитию. Авторы исходят из того, что особую роль в профессиональной деятельности педагога в современных условиях играют образовательные веб-сайты как составляющие Интернет-пространства. Проанализирован потенциал современных образовательных веб-ресурсов как средства профессиональной самореализации педагога. Представлена типология образовательных веб-сайтов, которые могут выступать площадками для самореализации, позволяя создавать в процессе профессионального труда общественно полезный продукт, способствуя повышению удовлетворенности работника самим процессом и результатом труда и общественному признанию значимости труда работника, его достижений. Современные образовательные веб-ресурсы подразделяются на следующие группы: веб-сайты учебных заведений; веб-проекты, позволяющие осуществлять образовательный процесс дистанционно; веб-сайты, распространяющие образовательную информацию; веб-сайты для проведения научных исследований; веб-сайты информационно-справочного характера; веб-сайты соревновательных Интернет-проектов; веб-сайты учебно-методических объединений; образовательные сообщества в социальных сетях; образовательные веб-сервисы.

 

Профессиональная самореализация личности является сегодня одной из ключевых междисциплинарных проблем, изучаемых представителями психологии, философии, социологии, культурологии и педагогики. Разработка и осмысление теоретических основ профессиональной самореализации была осуществлена исследователями из США (У. Джеймс, Р. Кетелл, Г. Мюнстерберг), Великобритании (Дж. Кокс, Ч. Мейерс, Ч. Спирмен), Германии (Ф. Гизе, О. Липман, В. Штерн), Франции (В. Анри, А. Бине, А. Пьерон, Т. Симон). Среди отечественных исследователей следует отметить работы В.В. Байлука, В.А. Боброва, Б.С. Гершунского, С.И. Кудинова [10].

Профессиональной самореализации педагогов посвящены исследования А.В. Батаршева, Т.С. Дороховой, А.М. Кириченко, Т.Ф. Масловой, В.Р. Осколковой и др.

Анализ подходов современных авторов к определению термина «профессиональная самореализация» позволяет сделать вывод, что большинство исследователей трактуют ее как процесс развития и реализации своих возможностей и задатков в профессиональной деятельности [3, 8, 11, 15].

В.В. Байлук отмечает, что «профессиональная самореализация может быть в основном продуктивной, положительной, в основном отрицательной или сочетать в себе положительную и отрицательную самореализацию». Под продуктивной профессиональной самореализацией В.В. Байлук понимает такую деятельность, которая «детерминируется истинными потребностями общества, истинными потребностями и возможностями личности, т. е. строится на позитивной ценностнонормативной базе, и соответствует и требованиям к данному виду деятельности общества, и требованиям к нему ее субъекта» [1, c. 211].

В рамках нашей статьи особый интерес представляют критерии профессиональной самореализации человека, выделенные В.В. Байлуком: 1) производство в процессе профессионального труда общественно полезного продукта; 2) удовлетворенность работника самим процессом и результатом труда, а также материальным вознаграждением за труд; 3) общественное признание значимости труда работника, его достижений [1, c. 211].

А.В. Батаршев считает, что применительно к педагогической сфере понятие «профессиональная самореализация» в обязательном порядке должно дополняться прилагательным «продуктивная», поскольку она всегда имеет положительную направленность. В качестве условий продуктивной профессиональной самореализации исследователь выделяет потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании, мотивацию к творческому потенциалу и дивергентному мышлению [3, с. 63].

Таким образом, продуктивная самореализация педагога невозможна без его стремления к саморазвитию и способности «идти в ногу» со временем, а сам процесс саморазвития является одновременно и целью, и средством профессиональной самореализации.

Проблема профессиональной самореализации педагога приобретает особую актуальность в условиях внедрения в сферу образования новых информационных технологий, что приводит к изменению роли учителя в образовательном процессе, его педагогических воззрений и методологических подходов, готовности передавать свои знания и опыт на новом теоретическом и практическом уровнях. Как отмечает О.М. Корчажкина, педагог перестаёт быть единственным источником информации для обучаемых. Преподаватель должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы превратить традиционную образовательную среду в высокотехнологичную, современную, отвечающую требованиям информационного общества [9, c. 170].

Мы считаем, что современный уровень развития информационных технологий предоставляет широкие возможности для профессиональной самореализации учителей. Особую роль в этом процессе играет активное внедрение в школы и вузы сети Интернет – глобальной компьютерной вычислительной сети с практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи её индивидуально каждому пользователю [14, с. 242].

Развитие сети Интернет преобразило мировую образовательную систему: изменилась техническая оснащенность образовательных учреждений, расширился доступ к мировым информационным ресурсам, появились новые виды, методы и формы обучения, ориентированные на активную познавательную деятельность обучаемых, обучение в сотрудничестве и т.д. [15, с. 7].

Первые шаги по внедрению Интернет в систему образования показали его огромные возможности для её развития. Однако они же выявили трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения Сети в образовательных учреждениях разных уровней: большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями; необходимость затратной по времени подготовки дополнительных учебно-методических материалов. Следует отметить, что современный этап применения Интернет в образовании характеризуется накоплением и переработкой опыта, поиском путей повышения качества обучения. В настоящее время ресурсы сети Интернет активно используются школьными учителями, преподавателями ссузов и вузов, учениками и студентами, преподающими и изучающими как гуманитарные, так и естественно-научные дисциплины.

Интернет-ресурсы не только создают условия для организации учебного процесса, но и выступают площадками для самореализации, позволяя педагогам обмениваться опытом, создавать в процессе профессионального труда образовательный продукт, демонстрировать свои разработки и достижения коллегам, участвовать в профессиональных и творческих конкурсах. Отметим, что особую роль в профессиональной деятельности педагога играют образовательные веб-сайты как составляющие Интернет-пространства. Под образовательным веб-сайтом мы понимаем систему размещённых в компьютерной сети под общим адресом электронных документов, позволяющую осуществлять целенаправленный процесс обучения.

Исследователь С.В. Панюкова предлагает деление образовательных веб-сайтов на распределенные и локализованные. К первым она относит ресурсы, которые распределены в локальной или глобальной сети и могут быть доступны одновременно многим пользователям. Локализованными являются электронные издания образовательного назначения, которые издаются на физических носителях (жестких дисках, DVD и т.п.). К недостаткам последних автор относит сложность внесения дополнений и изменений [12, с. 68].  При таком подходе образовательные веб-сайты следует отнести к группе распределенных ресурсов. Однако количество образовательных веб-сайтов постоянно растет, что приводит к необходимости их дальнейшей, более дробной, типологизации, которая позволит эффективнее подходить к поиску и использованию Интернет-ресурсов учителями.

  1. Веб-сайты учебных заведений. Такие веб-сайты позволяют, с одной стороны, найти информацию о деятельности образовательного учреждения, с другой – являются площадкой, на которой педагоги могут заявить о своих достижениях. Это Интернет-ресурсы учреждений общего среднего образования, в том числе с организацией дистанционных родительских собраний, проведением конкурсов, с информационной поддержкой, коммуникациями с внешним миром; сайты учреждений профессионального образования (колледжей, техникумов, училищ); сайты факультетов и кафедр вузов; сайты высших учебных заведений [6].
  2. Веб-сайты дистанционного образования – веб-проекты, позволяющие осуществлять образовательный процесс посредством телекоммуникационных сетей. А.Н. Тихонов выделяет следующие функции дистанционного образования: передача печатной учебной и методической литературы; пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям; проведение дискуссий и семинаров посредством компьютерных сетей [1, c. 207; 13 c. 3-4]. В эту группу входят сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования; различные электронные задачники, лабораторные практикумы, курсы лекций и т.п.; сайты для тестирования, оценки знаний. Интересными примерами таких ресурсов являются проекты «Домашняя школа» (веб-сайт: ), интернет-система дистанционной подготовки экспертов к ЕГЭ – .
  3. Веб-сайты, распространяющие образовательную информацию: виртуальные библиотеки (например, «Университетская библиотека ONLINE» – ); журналы и газеты образовательной тематики (Издательский дом «Первое сентября» – ); виртуальные музеи (музей-заповедник «Сталинградская битва», предоставляющий уникальную возможность посетить экскурсии в режиме онлайн – stalingrad-battle.ru). Эти ресурсы позволяют быстро получить доступ к современной научной и методической литературе, не выходя из дома, что имеет большое значение для современного учителя в условиях постоянной нехватки свободного времени.
  4. Веб-сайты для проведения научных исследований. Это ресурсы, на которых размещены исследовательские работы учащихся, студентов, учителей, преподавателей, научных работников; виртуальные научные лаборатории; так называемые «творческие мастерские»; сайты научно-исследовательских и учебных центров. В качестве примера можно выделить платформу «Глобальная школьная лаборатория» – . Благодаря таким ресурсам, учителя могут организовывать и курировать совместную исследовательскую деятельность учеников не только в межшкольном, но и международном формате.
  5. Веб-сайты информационно-справочного характера. В эту группу входят различные электронные энциклопедии («Энциклопедия Кирилла и Мефодия» – ); сайты-словари (например, сервис «Яндекс Словари» – ); сайты-каталоги (примером может служить международный открытый каталог конспектов уроков для учителей – конспекты-уроков.рф); базы данных («Мемориал» – обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период – ); сайты, содержащие информацию о проводимых конференциях, конкурсах, семинарах научного и образовательного направления, о предоставляемых грантах (Открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров – ).
  6. Веб-сайты соревновательных Интернет-проектов. Сайты для формирования связей между студентами и преподавателями, школьниками и учителями, школьниками и родителями; сайты олимпиад и викторин; сайты информационно-развлекательных проектов образовательной тематики; ресурсы для проведения образовательных конкурсов (например, сайт на котором проводится конкурс на лучшую учебную презентацию – учебныепрезентации.рф). Как правило, такие сайты предоставляют возможность для получения свидетельств и дипломов об участии в конкурсах, что позволяет обогатить портфолио педагогов. Нередко победа в таких конкурсах поощряется материальным вознаграждением.
  7. Веб-сайты учебно-методических объединений – сайты методического объединения учителей по школьным предметам; сайты для тематических телеконференций и вебинаров по вопросам образования; сайты творческого взаимодействия учителей, преподавателей в сети; сайты для повышения квалификации педагогических кадров. Пример такого сайта – «Открытый класс» – . Важной особенностью таких ресурсов является возможность комментирования и оценивания (то есть общественного признания) размещенных педагогом работ, что способствует повышению удовлетворенности педагога результатами собственного труда.
  8. Образовательные сообщества в социальных сетях. Социальная сеть – интерактивный многопользовательский веб-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети [17]. Сообщества в социальных сетях – это тематические объединения педагогов по профессиональным интересам (например, сообщества для учителей: и ). Такие сообщества предоставляют широкие возможности для общения с коллегами, обмена опытом и информацией, самопрезентации [7].
  9. Образовательные веб-сервисы – это сайты, которые позволяют создавать и хранить образовательные продукты (например, презентации) в режиме реального времени. Интересным примером является веб-сервис нелинейных презентаций – prezi.com.

Таким образом, современные образовательные веб-сайты предоставляют широкий спектр возможностей для профессиональной самореализации педагога, в соответствии с критериями, указанными выше. Вместе с тем, необходимо отметить, что несмотря на наличие большого количества образовательных ресурсов, в системе образования зачастую возникают несоответствия между возможностями информационных технологий и их реальным применением в профессиональной деятельности. Проблема заключается в том, что часть школьных учителей, преподавателей вузов, студентов не владеет необходимыми информационными компетенциями, требуемыми для эффективного применения компьютерных технологий, в том числе образовательных ресурсов. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются – появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, геоинформационных системах и т.п. Трудности освоения компьютерных технологий в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и чёткого представления о формировании информационной компетентности педагога, что заставляет учителя на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий [2].

Под информационной компетентностью педагога мы понимаем интегративное качество, характеризующееся высоким уровнем теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, способностью применять эти знания и умения в процессе саморазвития, готовностью использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности для обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса [3, с. 9]. Современный педагог должен не только обладать необходимым для профессиональной деятельности объёмом знаний, но и уметь ими творчески пользоваться в учебной деятельности: самостоятельно определять цели познавательной деятельности; находить оптимальные способы реализации поставленных целей; использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты; организовывать свою деятельность; сотрудничать с обучаемыми, в том числе, посредством ресурсов сети Интернет.

Таким образом, еще раз подчеркнем, что тенденции развития современного общества требуют от педагога готовности быть постоянным учеником, который должен уметь приводить собственную профессиональную деятельность в соответствие с требованиями времени, непрерывно повышая свой профессиональный уровень, осваивая новые информационные технологии; всегда стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию; быть готовым самостоятельно вносить изменения в свою профессиональную деятельность, быстро и эффективно реагируя на внешние перемены и новые вызовы.

Литература

  1. Андерсен Б. Бент. Мультимедиа в образовании. М., 2007. 224с.
  2. Байлук В. В. Профессиональная самореализация личности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Международной конференции, Екатеринбург, 29-30 мая 2014 г. / под ред. Г. М. Романцева, В. А. Копнова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 352 с.
  3. Батаршев А.В. Психолого-педагогическая концепция самореализации педагога профессиональной школы // Педагогика. 2011. № 9. С. 62-69.
  4. Грибан О. Н. Методика развития информационной компетентности студентов исторического факультета // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2011. №5. С. 31-41.
  5. Грибан О. Н. Формирование информационной компетентности студентов исторического факультета педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2012. 24 с.
  6. Грушевская В. Ю., Грибан О. Н. Системы управления контентом и обучением как инструменты создания информационной среды образовательного учреждения // Педагогическое образование в России. 2012. №5. С. 49-55.
  7. Диков А. В. Социальные сети на службе педагога // Народное образование. 2013. № 9..
  8. Дорохова Т. С. К вопросу о профессиональной самореализации социальных педагогов // Педагогическое образование в России. 2014. №4. С. 120-123.
  9. Корчажкина О.М. Обучение в условиях информатизации // Народное образование. 2008. № 6. С. 169-175.
  10. Кудинов С. И. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. 2011. №4 (18). С. 431-434.
  11. Осколкова В. Р. Психолого-педагогические аспекты профессиональной самореализации педагога // Педагогическое образование и наука. 2009. №10. С. 13-16.
  12. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. М. 2010. 224 с.
  13. Тихонов А. Н. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. №3. С. 3-10.
  14. Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы. М. 2009. 352 с.
  15. Ширшов Е. В., Ефимова Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий. М. 272 с.
  16. Шрамко Н. В. Условия самореализации личности в образовательной среде вуза // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 34-38.
  17. Якушина Е. В. Социальные сети как способ профессионального роста педагога // Школьные технологии. № 6. 2011. C. 142-145.

Библиографическая ссылка на статью: Грибан О.Н., Грибан И.В. Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации // Педагогическое образование в России. 2015. №3. С. 41-47.

Информация о материале в ELIBRARY: https://elibrary.ru/item.asp?id=23589312 

Авторские права

Авторское правоИнформация, расположенная на сайте www.Griban.ru является интеллектуальной собственностью автора сайта — Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
 

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с Griban.ru на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с Griban.ru допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на www.Griban.ru или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса Griban.ru или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] griban.ru).