• Главная
  • Научные статьи
  • Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь

Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь


В статье анализируется белорусский опыт преподавания истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Как и в России, в Республике Беларусь эти события являются ключевыми для исторической памяти народа.

Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Авторы статьи исходят из того, что в XXI веке все более очевидной является зависимость изучения и интерпретации событий прошлого от особенностей ментально детерминированной исторической памяти и политики памяти, реализуемой государством. Основным источником формирования образов прошлого являются учебники истории.  Источниками исследования стали учебные пособия по истории для школ и высших учебных заведений, используемые в образовательном процессе в Беларуси.

Цель исследования – на основе анализа ключевых учебных пособий изучить подходы авторов к преподаванию истории Великой Отечественной войны в современной Беларуси и выявить ключевые тезисы концепции, закрепляемой в сознании школьников и студентов при помощи учебников. В результате проведенного исследования удалось изучить особенности преподавания истории войны на разных этапах обучения, проанализировать содержание специального курса «Великая Отечественная война (в контексте Второй мировой войны)», выявить ключевые тезисы белорусской концепции истории Великой Отечественной войны. Выявлены формы работы с обучающимися, охарактеризованы проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя истории и преподаватели вузов.  Сделан вывод о том, что сохранение памяти о Великой Отечественной войне как важнейшей части Второй мировой является государственной задачей, реализуемой прежде всего в рамках образовательного процесса.  

Ключевые слова: Вторая мировая война, Великая Отечественная война, учебник истории, историческая память, политика памяти, Республика Беларусь, мемориализация.

Для цитирования: Грибан И.В., Баранов Н.Н. Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь // Преподаватель XXI век. 2019. № 1. С. 38 – 50.

eLibrary: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37317533

Введение

1 сентября 2019 г. исполняется 80 лет с момента начала Второй мировой войны – ключевого события в истории ХХ века. Несмотря на то, что уже десятилетия отделяют человечество от этого конфликта, история войны по-прежнему остается актуальной и политизированной. Под влиянием современных политических событий продолжаются исторические и общественные дискуссии о причинах и виновниках развязывания войны, ее последствиях и цене Победы. В то же время, все меньше остается очевидцев событий. Исчезает «живая» память о войне, и современная молодежь формирует представление о происходящем в мире в 1939 – 1945 гг. на основе художественных фильмов и телепередач зачастую весьма сомнительного качества; компьютерных игр, нередко искажающих самые очевидные исторические факты [8]; проводимых периодически патриотических мероприятий, в рамках которых часто упускается самое важное – за шаблонными фразами и эмоциональными выступлениями размывается суть трагедии, развернувшейся в мире в 1939 году и поставившей на грань выживания целые народы.

Основным источником формирования образов прошлого, своеобразным фундаментом для исторического сознания являются школьные учебники истории [7; 21; 26]. На протяжении всего постсоветского периода для России остается актуальным вопрос о том, какими должны быть учебные пособия по истории. В настоящее время в России продолжается реформа школьного исторического образования: во-первых, с 2015 г. реализуется постепенный возврат от концентрической к линейной системе преподавания истории [14]; во-вторых, внедряется в образовательный процесс линейка учебников, написанных в соответствии с концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и на основе историко-культурного стандарта [14]. История Второй мировой войны и Великой Отечественной как ее важнейшей части являются одним из самых сложных для интерпретации и изложения в учебной литературе периодов отечественной истории.  Так, оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны, причины и цена Победы СССР в Великой Отечественной войне включены создателями историко-культурного стандарта в «Примерный перечень трудных вопросов истории России» [17]. В этой связи большой интерес представляет зарубежный опыт преподавания истории. В рамках данной статьи рассмотрим особенности изучения истории Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой) в школах и высших учебных заведениях Республики Беларусь.

Преподавание истории Великой Отечественной войны в школе

Для Республики Беларусь тема Великой Отечественной войны имеет особое значение: за годы войны Беларусь потеряла свыше 4 млн человек, было уничтожено 209 городов, 9200 деревень, разрушено более 8 тыс. школ [11]. Война затронула каждую белорусскую семью. По данным социологических опросов, 88,7 % жителей Беларуси убеждены, что «победа в Великой Отечественной войне – это важнейшее событие в истории Беларуси, Великая Победа отцов и дедов, героический подвиг всего советского народа, величайший взлет человеческого духа, духовности и патриотизма [18, с. 159]. Закономерно, что проблеме сохранения памяти о событиях периода 1939 – 1945 гг. в Беларуси традиционно уделяется большое внимание на государственном уровне, а система образования играет ключевую роль в этом процессе. По данным опроса, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, каждый четвертый респондент получает информацию о Великой Отечественной войне именно через систему образования [18, с. 162].

Первоначальные сведения об истории Второй мировой и Великой Отечественной войн учащиеся Беларуси получают в 10 классе в рамках курса «Всемирная история новейшего времени 1918 – 1945»1.

Базовым учебным пособием по этому предмету является книга под редакцией Г.А. Космача [16]. В пособии достаточно подробно освещены ключевые события начального этапа Второй мировой войны и периода Великой Отечественной. По содержанию и подходу к освещению сложных и дискуссионных вопросов учебное пособие похоже на современные российские учебники истории. Достаточно подробно описаны причины неудач начального этапа войны. Много внимания уделено партизанскому движению, жизни и движению сопротивления на оккупированных территориях [16, с. 152-202]. В отличие от учебников советского времени представлена информация о существовании штрафных рот и батальонов, использовавшихся на самых сложных участках фронта, и заградительных отрядах, расстреливающих отступавших. В отдельный пункт выделена информация о роли церкви во время войны [25].

В рубрике «Исторический портрет» представлены биографические справки о наиболее важных исторических личностях периода (к таким авторы отнесли Г.К. Жукова, И.С. Конева, А.М. Василевского, Б.Л. Монтгомери, И.Б. Тито, Л.М. Доватора, Г.С. Шпагина, О.Ф. Берггольц, Д. Эйзенхауэра, К.К. Рокоссовского). Интересно, что, например, такой странице истории войны, как блокада Ленинграда, в белорусском учебнике уделено больше внимания, чем в современных российских учебных пособиях.

Более подробно история Беларуси во время Великой Отечественной войны освещается на страницах пособия «История Беларуси. XIX – начало XXI в.» под редакцией Е.К. Новика [22]. В этом учебнике больше внимание уделяется боевым действиям на территории Беларуси. Эмоционально описаны первые дни войны: «героически сражались», «погибали, но не покидали боевых позиций», «бессмертный подвиг» и т.д. [22, с. 124]. Основной текст сопровождается иллюстративным материалом: репродукциями картин (например, «Защита Брестской крепости в 1941 г. Е. Зайцева) и фотографиями («Советские военнопленные. Июнь 1941 г.», «Солдаты Красной Армии ведут бой с противником в районе Острошицкого Городка возле Минска. Июнь 1941 г.») [22, с. 125]. Надо отметить высокое качество иллюстративного материала, он действительно служит хорошим эмоциональным дополнением к основному тексту. Отдельный параграф посвящен германскому оккупационному режиму на территории Беларуси. Особенностью этого пособия является наличие после каждого параграфа рубрики «Наш край», которая позволяет сопоставить полученные на уроке знания с историей родного населенного пункта. Кроме этого, материал каждого параграфа дополняется подборкой исторических документов, в том числе, источников личного происхождения. Вопросы и задания после параграфов предполагают подробную работу с этими источниками. Завершает раздел о войне параграф «Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией», где более подробно освещаются подвиги на фронте и в тылу, трудовой героизм, участие белорусов в европейском движении Сопротивления. Иллюстративный материал представлен фотографиями памятников и мемориальных комплексов, находящихся на территории республики. Представляет интерес тот факт, что отдельным параграфом следует информация «Участие Белорусской ССР в создании Организации Объединенных наций» [22, с. 164-166].

Помимо того, что война достаточно подробно изучается в рамках основного школьного курса истории, в Республике Беларусь существует уникальный факультативный курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», который был введен на основании Указа Президента Республики Беларусь № 579 от 22 ноября 2002 г. и в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2004 № 708 [27]. А.П. Соловьянов отмечает, что курс «разрабатывался в крайне сжатые сроки, не хватало преподавательских кадров-специалистов, практически отсутствовал лекционный материал» [24, с. 272]. В результате коллективом ведущих белорусских специалистов по истории Великой Отечественной войны во главе с профессором А.А. Коваленей и профессором Н.С. Сташкевичем было подготовлено учебное пособие, изданное на двух государственных языках [3]. Главная цель курса сформулирована следующим образом: «Формирование патриотических и гражданских качеств подрастающего поколения, укрепление исторической памяти, чувства ответственности за будущее страны и мирового сообщества, содействие консолидации белорусского общества» [19].

Авторы отмечают, что стремятся к критическому и комплексному освещению событий. Описание истории Великой Отечественной войны предваряется рассмотрением международной обстановки конца 1930-х – начала 1940-х гг. Уделено внимание такому сложному для интерпретации и преподавания событию, как подписание пакта Молотова – Риббентропа и последовавшее за ним присоединение западных областей Белоруссии к СССР. Подчеркивается вынужденный характер советско-германского сближения. Воссоединение западных и восточных областей Беларуси оценивается как положительное событие, акт исторической справедливости, приведший к увеличению территории, экономическому развитию региона, укреплению страны. При этом указывается на «ошибки и перекосы»: закрытие храмов, костелов, синагог, выселение недовольных в восточные и северные регионы СССР [25, с. 281].

Изложение материала в учебнике представлено в целом в традиционном ключе: большое внимание уделяется событиям на территории Беларуси, дается представление о ключевых сражениях, отдельно освещается освобождение Беларуси и жизнь в тылу. Как отмечает Н.А. Сосновская, «содержание учебника в большей мере основано на изложении традиционной парадигмы, за исключением ее идеологической составляющей» [25, с. 281]. В то же время, авторы не избегают таких тем, как коллаборационизм, репрессии, просчеты советского руководства и конкретно И.В. Сталина, приведшие к неудачам на начальном этапе войны.

Учебник содержит богатый иллюстративный материал (плакаты, листовки, фотографии, репродукции картин, карты) и большое количество источников. В учебник вошли документы, ранее в учебную литературу Беларуси не включавшиеся: фрагменты из советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 г. и секретного дополнительного протокола к нему,  Договора о дружбе и границе между СССР и Германией, выдержки из выступления И.В. Сталина от 3 июля 1941 г., из приказа Народного Комиссара обороны СССР № 227 и др [20, с. 135]. В комплекте с пособием для формирования более полного представления о событиях была подготовлена хрестоматия, в которую вошли ключевые документы предвоенного и военного периода [5].

Особого внимания заслуживает атлас «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», подготовленный коллективом авторов под редакцией А.А. Ковалени. На наш взгляд, это уникальное издание, и этот позитивный опыт неплохо было бы позаимствовать для преподавания курса отечественной истории в России. В атласе представлена подборка карт по следующим разделам: «Международное сообщество накануне и в начале Второй мировой войны», «Борьба против фашистской агрессии (1941 – 1944 гг.)», «Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн». Всего в атласе содержится 61 карта, дающая возможность подробно проследить не только историю боевых действий на разных фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войн, но и обратить внимание на проблему памяти о войне. В атласе размещены карты «Мемориальные комплексы и памятники по увековечению событий Великой Отечественной войны на территории Республики Беларусь», «Города СССР, удостоенные звания «Город-Герой», «Важнейшие мемориальные сооружения по увековечению событий Второй мировой войны» [2, с. 50-51]. 

Таким образом, помимо содержания основного курса всемирной истории и истории Беларуси, изучаемых в школе, учащиеся имеют возможность углубить знания в рамках уникального, не имеющего аналогов на постсоветском пространстве, специального курса «История Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой войны)» (объем курса – 18 часов). Некоторые авторы отмечают, что преподаванию этого спецкурса в школе не всегда уделяется должное внимание [6].

Изучение истории Второй мировой и Великой Отечественной войны в высших учебных заведениях Беларуси

Студенты высших учебных заведений продолжают изучение истории войны. В учебном пособии для вузов «История Беларуси в контексте европейской цивилизации» под редакцией С.А. Елизарова отдельная глава посвящена периоду 1939 – 1945 гг. Подробно освещена предыстория войны, начальный период, ключевые сражения и итоги. Большое внимание уделено деятельности партизан и подпольщиков и операции «Багратион» [13, с. 305-335]. Кроме этого, в вузах с 2004 – 2005 учебного года также была введена дисциплина «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в объеме 34 учебных часов. Основным пособием для изучения курса стал учебник под редакцией А.А. Ковалени и Н.С. Сташкевича, в котором сохраняется структура и логика пособия, разработанного для школ, но материал представлен более полно и глубоко [3]. В качестве дополнительного пособия по курсу часто используется книга «С верой в Победу: Беларусь в Великой Отечественной войне: 100 вопросов и ответов» [23], материал которой создан на основе архивных материалов, подтверждает и углубляет сведения, полученные из базовых учебных пособий для школ и вузов.

Помимо пособий, созданных под редакцией А.А. Ковалени, в некоторых вузах были подготовлены альтернативные учебники: например, в Белорусском национальном техническом университете [1], Полоцком государственном университете [15]. Коллективом Белорусской государственной сельскохозяйственной академии под редакцией Г.А. Гусарова и А.М. Куницкой было разработано методическое пособие для самостоятельной работы [9].

В целом представленная в учебных пособиях концепция соответствует традиционным тезисам советской версии истории войны, но включает в себя отдельные пункты, посвященные теме коллаборационизма, репрессий, жизни оккупированных территорий, вклада белорусского народа в победу. Анализ учебных пособий для школ и вузов позволяет кратко сформулировать основные тезисы концепции изучения истории Второй мировой и Великой Отечественной войны:

  • Вторая мировая война – результат межгосударственных противоречий и недальновидной политики Англии и Франции;
  • 23 августа 1939 г. Советский Союз был вынужден подписать советско-германский договор о ненападении, последствием которого стало воссоединение территорий Западной и Восточной Беларуси, что стало актом исторической справедливости;
  • составной и решающей частью Второй мировой войны являлась Великая Отечественная война;
  • со стороны Германии война носила захватнический характер;
  • для СССР это была справедливая, «священная война советского народа за свободу и независимость Отечества»;
  • на начальном этапе войны руководством страны во главе с И.В. Сталиным был допущен ряд просчетов, что привело к большим потерям;
  • фундамент для победы в войне начал закладываться в Беларуси в 1941 г.;
  • Беларусь внесла большой вклад в победу созданием внутреннего «партизанского» фронта;
  • победа стала возможна благодаря мужеству и единству советского народа;
  • операция по освобождению Беларуси «Багратион» – одна из крупнейших в истории Второй мировой войны [10; 16; 22; 25].

Несмотря на повышенное внимание к изучению истории Великой Отечественной войны в школах и вузах Беларуси, исследователи выделяют ряд проблем. Так, М.А. Журавков отмечает, что в 2005 – 2007 гг. вследствие изменений стандарта высшего образования возникла угроза исключения факультатива «Великая Отечественная война». В 2008 – 2009 учебном году курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» был включен в дисциплину «История Беларуси». Типовой программой на изучение раздела «Геополитическое становление Беларуси в середине ХХ века» (охватывавшего период с 1918 г. до первой половины 1980-х гг.) предусматривалось всего 8 часов лекций и 4 часа семинарских занятий [6, с. 340]. Тогда ряд историков Беларуси обратились с письмом к Министру образования и Президенту страны с просьбой не исключать курс, и он был сохранен [12, с. 205].  

В преддверии празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне вузам было предписано организовать обязательное изучение спецкурса на первом – третьем курсах высших учебных заведений. Изучение завершалось обязательной текущей аттестацией в форме зачета. В 2010 – 2011 учебном году спецкурс был закреплен в качестве обязательного, но уже в следующем учебном году в связи с реализацией Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, спецкурс был отнесен к разряду специализированных модулей по выбору студента, которые служат дополнением к так называемому интегрированному модулю «История» (объем модуля – 34 часа, в том числе на темы по Второй мировой и Великой Отечественной войнам – 2 часа лекций и 4 часа семинаров) [6, с. 341].

В связи с подготовкой празднования 70-летнего юбилея освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Министерство образования предложило «включить в учебные планы учреждений высшего образования обязательную факультативную дисциплину «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)». Вузы получили право самостоятельно определять объем часов. В результате каждый вуз определил количество часов на дисциплину самостоятельно, и оно варьируется от 6 часов в Минском государственном лингвистическом университете до 34 в Витебском государственном университете имени               П. М. Машерова [6, с. 342].

А.П. Соловьянов констатирует, что уровень знаний у студентов невысок, несмотря на введение курса по истории войны в средней школе. Учащиеся часто путаются в хронологии событий, сведения носят зачастую фрагментарный характер. К серьезным проблемам относится и нехватка времени, которое выделяется на чтение курса в вузах.

Если говорить о формах работы, которые практикуют учителя и преподаватели в рамках изучения истории Великой Отечественной войны, то, помимо традиционных (подготовка рефератов, встречи с ветеранами, посещение музеев, написание эссе об истории своей семьи, организация научно-практических конференций и т.д.), многие преподаватели активно используют в процессе обучения работу с художественными фильмами о войне: среди них советские «Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «Иди и смотри», «Горячий снег», киноэпопея «Освобождение». Из современных в образовательном процессе преподаватели в Беларуси используют картины «Брестская крепость», «В августе 44-го», «Днепровский рубеж», «Я – русский солдат» и др. [24, с. 276]. Во многих образовательных учреждениях школьники и студенты включены в поисковую работу по уточнению и увековечению судеб защитников Отечества, погибших во время войны.

Выводы

Для исторической памяти населения Республики Беларусь история Великой Отечественной войны как важнейшей составной части Второй мировой является ключевым событием. Сохранение памяти о войне и вкладе Беларуси в Победу считается государственной задачей. Одним из ключевых источников формирования представлений о Второй мировой и Великой Отечественной войнах в условиях, когда свидетелей тех событий уже практически не осталось, являются учебники истории. Анализ белорусских учебных пособий для школ и вузов позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, концепция, представленная в учебной литературе, базируется на ключевом постулате о том, что для СССР это была справедливая, «священная война советского народа за свободу и независимость Отечества», а Победа стала возможна благодаря единству и мужеству всего советского народа. Вместе с тем, авторы учебников стремятся подчеркнуть роль Беларуси в борьбе с фашистской Германией.

Во-вторых, в современных учебниках авторы стремятся осветить и такие сложные и дискуссионные вопросы, как причины поражений СССР на начальном этапе войны, репрессии в армии, коллаборационизм и т.д.

В-третьих, специальный курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» является уникальным элементом образовательного пространства Республики Беларусь и не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Введение курса стало толчком для новых исследований и разработок, подготовки учебных пособий для образовательных учреждений [24, с. 276].

В-четвертых, в настоящее время в школах, учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования факультатив включен в курс «История Беларуси», а в вузах занимает неравноценное место. Несмотря на это, в процессе получения образования белорусские школьники и студенты несколько раз обращаются к предыстории и истории Великой Отечественной войны. Школьные учителя и вузовские преподаватели истории стремятся научить молодежь помнить о трагичном и героическом прошлом, помнить об уроках войны и цене, заплаченной за Победу.

Список источников и литературы

  1. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебно-методическое пособие [Электронный ресурс https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/2257/ (дата обращения: 10.01.2019).
  2. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Атлас. Учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск, 2015. 52 с.
  3. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учеб. пособие / А.А. Коваленя и др. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. 281 с.
  4. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учеб. пособие для 11 класса / А.А. Коваленя и др. – Минск, 2004. – 231 с.
  5. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): хрестоматия /сост. А.А. Коваленя и др. – Минск: Белорус. наука, 2008. – 350 с.
  6. Гребень Е.А., Дулов А.Н. Курс «Великая Отечественная война советского народа» в системе высшего образования и патриотического воспитания студенческой молодежи Беларуси // Победа – одна на всех: материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 24 апреля 2014 г. / А. И. Жук, А. А. Коваленя (ответственные редакторы) и др. – Витебск : ВГУ, 2014. – 373 с.
  7. Грибан И.В., Антропов К.А. Советско-финляндская война 1939 – 1940 годов на страницах школьных учебников истории современной России: эволюция подходов // Преподавание истории в школе. 2017. № 3. С. 42 – 49.
  8. Грибан О. Н. Трансформируя память: отражение Второй мировой войны в компьютерных играх // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 32-38.
  9. Гусарова Г.А. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): материалы для самостоятельной работы / Г.А. Гусарова, А.М. Куницкая. – Горки: ЮГСХА, 2014. – 78 с.
  10. Дианова Т.Б., Баталко Т.И. Методологические аспекты формирования патриотизма белорусского студенчества в рамках курса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» // Метадалогiя даследавання гiсторыi Беларусi: праблемы, дасягненнi, перспектывы: зборнiк навуковых артыкулаў. – Минск: Беларуская навука, 2018. С. 206 – 213.
  11. Жилинский М.Г. Беларусь в годы Великой Отечественной войны. Героизм. Трагедия. Память // Этот день мы приближали, как могли… : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. – Минск, 2016. С. 148 – 155.
  12. Журавков М.А. Воспитание патриотизма у учащихся в ходе изучения истории Великой Отечественной войны в учреждениях образования Гродненской области // Этот день мы приближали, как могли… : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посввящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. – Минск, 2016. С. 204–211.
  13. История Беларуси в контексте европейской цивилизации: учеб. пособие / С.А. Елизаров и др. – Минск: Вышейшая школа, 2016. – 399 с.
  14. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории // Российское историческое общество. [Электронный ресурсhttps://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html#histcult (дата обращения: 30.12.2018).
  15. Корсак А.И. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны): учебно-методический комплекс. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 397 c.
  16. Космач Г.А. Всемирная история Новейшего времени: 1918 – 1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Г.А. Космач, В.С. Кошелев, М.А. Краснова; под ред. Г.А. Космача. – Минск: Нар. асвета, 2012. 214 с.
  17. Котенев В.А., Кузьмин А.В. Особенности перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. №7. С. 30 – 37.
  18. Котляров И.В. Мужеством своим шагнувшие в бессмертие: социологическ4ие тренды // Этот день мы приближали, как могли… : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. – Минск, 2016. С. 156 – 164.
  19. Краснова М. Методические рекомендации по изучению факультатива «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в 11 классе // Гiсторыя. Праблемы выкладання. 2008. № 9.
  20. Краснова М.А. Изучение Второй мировой и Великой Отечественной войн в школах Беларуси // Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации: материалы международ. конф. – М.: РИСИ, 2010. С. 133 – 136.
  21. Краснова М.А. Современный учебник истории и его роль в образовательном процессе // Метадалогiя даследавання гiсторыi Беларусi: праблемы, дасягненнi, перспектывы: зборнiк навуковых артыкулаў. – Минск: Беларуская навука, 2018. С. 229 – 237.
  22. Новик Е.К. История Беларуси, 1917 – 1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Е.К. Новик, автор метод. аппарата В.В. Гинчук; пер. с белорус. яз. Н.Л. Стрехи. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 182 с.
  23. С верой в Победу: Беларусь в Великой Отечественной войне: 100 вопросов и ответов: учебно-методические материалы по дисциплине «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» для студентов инженерно-технических специальностей высших учебных заведений: к 70-летию освобождения Беларуси от германских агрессоров и 70-летию Великой Победы / А. А. Коваленя, Б. Д. Долготович, Д. Н. Хромченко. - 2-е изд., исправленное и дополненное. – Минск: Беларуская навука, 2014. – 212 с.
  24. Соловьянов А.П. Изучение курса «Великая Отечественная война советского народа» в высших учебных заведениях Беларуси // Этот день мы приближали, как могли… : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. – Минск, 2016. С. 272.
  25. Сосновская Н.А. Отражение истории Великой Отечественной войны в учебных пособиях Беларуси // Этот день мы приближали, как могли… : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. – Минск, 2016. С. 278 – 285.
  26. Тагильцева Н.Г., Грибан И.В. Память о русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.: отражение в отечественной культуре и школьных учебниках истории // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 12 – 19.
  27. Указ Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2002 г. №579 «О подготовке и проведении празднования 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне» // Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/ukazp/pos03/ukaz03305.htm (дата обращения: 20.10.2018).

Примечания

1 Необходимо отметить, что с 2008 г. в Беларуси также произошел переход с концентрической системы изучения истории в школе в линейной. Такой подход порождает серьезный недостаток – учащиеся, заканчивающие 9 классов и не планирующие продолжать обучение в школе, изучают историю только до 1917 г.