Информация — (от лат. informatio — разъяснение — изложение) — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (например, с помощью сигналов, технических средств) [1].
Прежде чем говорить о различных определениях понятия «информационная технология» (ИТ), необходимо обратиться к основным этапам развития ИТ: появление речи, письменности (ок. 1350 г. до н. э.), книгопечатания (1445 г.), почты, телеграфа (1816 г.), машины Бэббеджа (1843 г.), машинописи (1874 г.), телефона (1895 г.), телевидения (1939г.), компьютера (1945 г.), транзистора (1956 г.), интегральной схемы (1959 г.), микропроцессора (1975 г.) [2].
Традиционно слово «технология» трактовалось как набор и последовательность операций, выполняемых с помощью техники в каждом данном определенном производственном процессе [3]. ИТ, согласно определению, принятому ЮНЕСКО, - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [4].
ИТ, развиваемые в настоящее время, называют новыми информационными технологиями (НИТ), то есть, технологиями, связанными с дальнейшим развитием как компьютеров, так и систем, построенных с их использованием. НИТ основываются на развитии и внедрении компьютерных сетей, систем мультимедиа и виртуальной реальности. Наиболее широко используются НИТ в медицине, управлении, образовании, финансах и системах электронных средств массовой информации [5].
Составной частью ИТ являются компьютерные технологии (КТ), которые обеспечивают сбор, обработку, хранение и передачу информации с помощью электронных вычислительных машин. Основу современных КТ составляют 3 технологических достижения: возможность хранения информации на машинных носителях, развитие средств связи и автоматизация обработки информации с помощью компьютера. На практике КТ реализуются в применении программно-технических комплексов, состоящих из персональных компьютеров или рабочих станций с необходимым набором периферийных устройств, включенных в локальные и глобальные вычислительные сети и обеспеченных необходимыми программными средствами. Использование названных элементов увеличивает степень автоматизации как научных исследований, так и учебных процессов, что служит основой их совершенствования. КТ повышают уровень эффективности работ в науке и образовании за счет следующих факторов:
1. Упрощение и ускорение процессов обработки, передачи, представления и хранения информации.
2. Увеличение объема полезной информации с накопителем типовых решений и обобщением опыта научных разработок.
3. Обеспечение глубины, точности и качества решаемых задач. Возможность реализации задач ранее не решаемых. Постановка исследований и получение результатов, недостижимых другими средствами.
4. Возможность анализа большого числа вариантов синтеза объектов и принятия решений.
5. Сокращение сроков разработки, трудоемкости и стоимости новых информационных разработок при улучшении условий работы специалистов [6].
Когда речь идет об ИТ в образовательной сфере, то используется следующее определение понятия: «ИТ - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента» [7]. Причем, если иметь в виду образовательное пространство, то зачастую речь идет о таком понятии, как «образовательная технология», то есть «законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата за данное время» [8].
В литературе широко применяется термин «педагогическая технология», то есть совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов [9]. Вариативную составляющую педагогической технологии представляет технология обучения, выбор которой определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений [10].
Определение термина «образовательная технология» неоднозначно. Общепринятым является следующее определение: «образовательная технология – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата за данное время.» [11]
Несколько необычен подход к этому термину С.А. Смирнова. Он рассматривает технологию как «совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами». Исходя из этого определения, С.А. Смирнов делает следующий вывод: «Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, то в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании». Автор подчеркивает, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. Но если для обучения можно определить диагностичную цель, то для воспитания сделать это невозможно. Таким образом, невозможно создать технологию воспитания, а поэтому употребление термина «образовательная технология», с точки зрения автора является некорректным [12].
Исходя из многообразия и неоднозначности определений термина «информационные технологии», можно сделать вывод о существующем плюрализме мнений в данной области исследований, что дает широкие возможности для дальнейшего изучения темы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Большой энциклопедический словарь. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/140202
2. Русский гуманитарный Интернет-университет. http://www.vusnet.ru
3. Философский словарь Под ред. И.Т.Фролова. 6-е изд. М., 1991.
4. См. http://www.examen.od.ua
5. Русский гуманитарный Интернет-университет. http://www.vusnet.ru
6. Компьютерные технологии в науке и образовании. Методические указания к практическим занятиям / Сост. В.Н.Арефьев.- Ульяновск, УлГТУ, 2001. C. 4.
7. Информационные технологии дистанционного обучения - Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. http://www.ict.edu.ru/ft/003625/1.html
8. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. <1996. C. 148
9. Педагогический энциклопедический словарь. http://dictionary.fio.ru/article.php?id=31011
10. Педагогический энциклопедический словарь. http://dictionary.fio.ru/article.php?id=31011
11. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1996. C. 14
12. Смирнов С.А. В мире учебных технологий. 1999. http://www.biblio.narod.ru/gyrnal/statyi/ped_texnol.htm
Ссылка на статью: Составляющие понятия «информационные технологии» // Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27-28 июня 2007 г., г.Троицк, Московской обл., 2007. – 528 с. С.106-108