Грибан Олег Николаевич - фото

Информационные технологии в образовании

В этом разделе сайта размещаются статьи, посвященные использованию ИКТ в обучении и воспитании.

Автор статей: Грибан Олег Николаевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета.
Автор более 50 публикаций и книг «Мастер презентаций», «Ай, словарь!» и «Я онлайн».

ЦИТИРОВАНИЕ. Буду рад, если при использовании материалов, Вы будете цитировать статьи. Это поднимет моё настроение и показатели РИНЦ ))
Библиографические данные есть внизу каждой научной статьи.  

P. S.: Я читаю статьи тех, кто ссылается, и стараюсь делать обратные ссылки.

Сотрудничество: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь

В статье анализируется белорусский опыт преподавания истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Как и в России, в Республике Беларусь эти события являются ключевыми для исторической памяти народа.

Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Авторы статьи исходят из того, что в XXI веке все более очевидной является зависимость изучения и интерпретации событий прошлого от особенностей ментально детерминированной исторической памяти и политики памяти, реализуемой государством. Основным источником формирования образов прошлого являются учебники истории.  Источниками исследования стали учебные пособия по истории для школ и высших учебных заведений, используемые в образовательном процессе в Беларуси.

Цель исследования – на основе анализа ключевых учебных пособий изучить подходы авторов к преподаванию истории Великой Отечественной войны в современной Беларуси и выявить ключевые тезисы концепции, закрепляемой в сознании школьников и студентов при помощи учебников. В результате проведенного исследования удалось изучить особенности преподавания истории войны на разных этапах обучения, проанализировать содержание специального курса «Великая Отечественная война (в контексте Второй мировой войны)», выявить ключевые тезисы белорусской концепции истории Великой Отечественной войны. Выявлены формы работы с обучающимися, охарактеризованы проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя истории и преподаватели вузов.  Сделан вывод о том, что сохранение памяти о Великой Отечественной войне как важнейшей части Второй мировой является государственной задачей, реализуемой прежде всего в рамках образовательного процесса.  

Ключевые слова: Вторая мировая война, Великая Отечественная война, учебник истории, историческая память, политика памяти, Республика Беларусь, мемориализация.

Историческая реконструкция событий Великой Отечественной войны: современные тенденции

Аннотация. Статья посвящена особенностям развития движения военно-исторической реконструкции событий Великой Отечественной войны. Проанализирован опыт организации реконструкции на территории Уральского федерального округа. Авторы выделяют в отдельное направление реконструкции полевые тактические выходы, описывают их ключевые отличия от военно-исторических фестивалей, раскрывают проблемы и перспективы развития движения исторической реконструкции как средства формирования и сохранения исторической памяти на современном этапе.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, мемориализация, историческая память, военно-историческая реконструкция, военно-исторический фестиваль, военно-исторический клуб, полевой тактический выход, патриотическое воспитание.

Кино и память: Великая Отечественная война в зеркале современного российского кинематографа

В статье рассмотрены особенности освещения событий Великой Отечественной войны в современном российском кинематографе. Были проанализированы художественные фильмы, вышедшие на большом экране в 2015 – 2019 гг. и вызвавшие наибольший интерес и дискуссии как в среде профессиональных историков, так и историков-любителей. В качестве опорных вопросов для анализа были рассмотрены следующие: на каких исторических событиях основан сюжет фильма; какой образ Великой Отечественной войны и ее участников конструируется / трансформируется при помощи данного фильма; реалистичность сюжета; аутентичность снаряжения, обмундирования, техники; потенциал картины с точки зрения использования в воспитательном процессе и воздействия на процесс формирования образов прошлого.

Ключевые слова: историческая память, историческая политика, образы прошлого, Великая Отечественная война, мемориализация, кинематограф, мифологизация.

Советско-финляндская война 1939–1940 гг. на страницах школьных учебников истории современной России: эволюция подходов

Аннотация. В 2015 г. исполнилось семьдесят пять лет с момента окончания советско-финляндской войны 1939–1940 гг. В Финляндии и в зарубежной исторической науке её традиционно называют «Зимняя война», в России и странах постсоветского пространства закрепилось название «советско-финская война».

Война, длившаяся меньше четырех месяцев, стала одним из сложных для осмысления конфликтов в отечественной истории. В статье рассмотрены особенности освещения событий советско-финляндской войны на страницах российских школьных учебников истории, изданных в конце ХХ – начале XXI вв.

Ключевые слова: Вторая мировая война, современный учебник истории, советско-финляндская война, «Зимняя война», историческая память, Федеральный государственный образовательный стандарт, историко-культурный стандарт.

Играя в прошлое: репрезентация Второй мировой войны в компьютерных играх и проблема сохранения исторической памяти

Аннотация. В современном мире цифровизации, повсеместного распространения компьютеров и всевозможных гаджетов компьютерные игры являются не только популярным средством развлечения, но и оказывают существенное влияние на процесс формирования и трансформации образов прошлого. Статья посвящена особенностям репрезентации прошлого в компьютерных играх, сюжет которых связан с событиями Второй мировой войны.

Ключевые слова: Вторая мировая война, историческая память, мемориализация, компьютерные игры, образ прошлого, репрезентация прошлого, гейм-стадис.

Для цитирования: Грибан И.В., Грибан О.Н. Играя в прошлое: репрезентация Второй мировой войны в компьютерных играх и проблема сохранения исторической памяти // Преподавание истории в школе. 2020. № 5. С. 41–47.

ELIBRARY: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42832833

Сетевой образовательный ресурс «О России по-русски» как средство повышения лингвокультурной компетенции иностранных студентов

В рамках данной статьи предложены концептуальные решения, учет и практическое применение которых возможны при разработке сетевых образовательных ресурсов, способствующих формированию лингвокультурной компетенции иностранных студентов в процессе изучения русского языка и культуры России. Описаны базовые элементы сетевого образовательного ресурса. Рассмотрены технико-технологический и методологический подходы проектирования сетевого образовательного ресурса, который направлен на формирование лингвокультурной компетенции. Приведена классификация образовательных технологий, которые могут наиболее активно использоваться при построении сетевых образовательных ресурсов с целью повышения лингвокультурной компетенции иностранных студентов (технология дистанционного обучения, геоинформационная технология, технология организации видеоконференций, технология стрим-обучения). Использование каждой технологии обусловлено стремлением взаимодействовать с пользователем-обучающимся в разных формах, способствуя комфортному освоению учебного материала и повышая эффективность самого обучения на родном и иностранном языках.

Опыт и перспективы продвижения образовательных веб-сайтов в сети Интернет

Статья посвящена особенностям продвижения веб-сайтов, направленных на удовлетворение потребностей педагогических работников, внедряющих в учебный процесс новые образовательные технологии. Автор представил собственный опыт разработки и внедрения в образовательный процесс вебсайтов: «Учебные презентации», образовательный проект о технологии потокового вещания в сфере образования «Стрим обучение» и других. Разработка каждого из этих проектов стала возможной благодаря анализу потребностей учителей в образовательном контенте.